Занятие в объединении «Почемучка» по теме: «Знакомство с согласным звуком [ч']. Буква Ч»

Занятие в объединении «Почемучка» по теме:
«Знакомство с согласным звуком [ч']. Буква Ч»

Автор: Федотова Светлана Николаевна
Педагог ДО МАОУДОД ЦДТ
станица Выселки, Выселковского района, Краснодарского края

Цели:
· познакомить с буквой «ч» и звуком {ч’};
· учить читать слоги и слова с этой буквой;
· повторить ранее изученный материал;
· расширять словарный запас детей.

Оборудование:
· цветовые круги-сигналы;
· картинка Мудрой Черепахи;
· карточки слогов «ча» - «чу»;
· ключ из фольги.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
«Азбуку» мы открываем
И порядок проверяем:
Ручка, карандаш, тетрадь,
Чтоб учиться нам на «5»,
Сигналы, «Пропись» и закладка.
Всё на месте, всё в порядке!

2. Артикуляционная разминка:

Начнем урок с речевой дыхательной разминки. Перед вами буквенный ряд гласных:
е е а а е у а я а и и а а о а я.
Делаем вдох и на каждой четвертой букве – выдох.
Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь буквенный ряд до конца.
- Что вы уже знаете о гласных?
- Какие две группы можно выделить в этом ряду гласных?

Мудрая Черепаха приготовила для вас скороговорку. Прочитайте её:
· удивлённо;
· гневно;
· радостно.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

3. Сообщение темы занятия:

Действительно, на Руси, чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы.
Я думаю, вы мне сейчас поможете назвать тему нашего урока.
- Назовите только те слова из скороговорки, которые начинаются на один и тот же звук:

чай чашка
час черепаха

— По каким признакам их можно разделить на группы7
- В чём сходство этих слов?
Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, нам предстоит:
· познакомиться с новым согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
· учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
· учиться читать слова с новым звуком.

4. Введение в тему. Знакомство с новым звуком [ч’], буквами Чч.

Проведём небольшое исследование нового звука:
Чтобы звуком управлять, 
О нём всё точно надо знать.
Я сигналом покажу,
Место звука укажу. (цветовые сигналы-круги)
- Дайте характеристику нового звука.
- Какой признак согласных вызвал у вас затруднение? Почему рядом с новым звуком стоит восклицательный знак?
Мудрая Черепаха решила помочь вам в этом вопросе. Её панцирь потрескался от старости и на нём, видны, какие-то значки-буквы. Давайте попробуем их прочитать:

чу чик чай
оч че чёр

— В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте эти слоги.
А теперь прочитаем остальные слоги.
- Какой вы сделаете вывод?

5. Физкультминутка.

Встаньте, оглянитесь вокруг и найдите предметы, в названии которых встречается новый звук [ч’].

6. Упражнения в чтении слов с буквой «ч».

Рассмотрите новую букву. Что она вам напоминает?
Да, вы правильно решили:
«ч» мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Для чего нам нужны буквы?

Дополните до целого слова слоги, оказавшиеся на панцире у Мудрой Черепахи.
(мальчик, чулок, пальчик, чудо, чёрный…)
- Какой слог на панцире «лишний»? Почему? (чай)
Проведём звукобуквенный анализ этого слова.

А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. И всё же само название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».

У меня для вас приготовлены загадки:
« Из горячего колодца
Через нос водица льётся». (чайник)
«Белокрылая хозяйка
Над водой летает…» (чайка)

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?
Подберите из слов в учебнике однокоренные слова к этим отгадкам. (чай, чаёвничали, чаёк)
Прочитайте остальные слова в «Азбуке».
- С какими гласными буква «ч» не встретилась? (ы, ю, я)

Вывод учителя: в русском языке нет слов с сочетанием «чы». А так как звук [ч’] всегда мягкий, то для обозначения его мягкости не нужны буквы «я»- «ю»:
Я грамотно писать хочу
Сочетанья «ча» и «чу».

Найдите и прочитайте в «Азбуке» слова, в которых эти сочетания были бы:
· в начале слова;
· в середине слова;
· в конце слова.

7. Закрепление изученного.

Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и поэтому она приготовила для вас небольшой сюрприз. Выполните её задания. (цветовые круги-сигналы)
1. Выбрать из данных букв ту, которая обозначает глухой согласный звук:
· - М
· - К
· - В
2. Выбрать из данных слогов букву, обозначающую мягкий согласный звук:
· - СА
· - ГО
· - ЛИ
3. Какая гласная буква не употребляется в сочетании с буквой «ч»:
· - А
· - Ю
· - И

4. Выбрать букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук:
· - Х
· - Ш
· - Ч

— Что приготовила вам в подарок Мудрая Черепаха? Прочитайте. (КЛЮЧ)
Объясните значение этого слова.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык. Чтобы овладеть им, мы должны выучить все буквы алфавита.

8. Итог.

· С какой буквой сегодня познакомились? В чём её особенность?
· Что интересного и познавательного вы узнали на уроке?

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.