Воспитание здорового поколения как стратегия образовательной политики дошкольного образования

Воспитание здорового поколения как стратегия образовательной политики дошкольного образования.

Автор:Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение.
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области. 2012

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, стрессовые ситуации – лишь некоторые агрессивные воздействия на здоровье дошкольников. И поэтому забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетное направление. Любой стране, в том числе и России нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предоставляет набор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают просмотры телепередач закаливанию, занятиям физкультуры, прогулкам на свежем воздухе. Родители недостаточно представляют, как необходимо приобщить ребенка к здоровому образу жизни. И устранить этот пробел, как раз и предназначены учреждения дошкольного образования.
Главная идея и цель детского сада помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривают активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

В МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок» физическое воспитание осуществляется в соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В программе выделены задачи физического воспитания: охрана жизни, укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов. Главная задача воспитателей по приобщению детей к здоровому образу жизни – формирование разумного отношения к своему организму, учить заботиться о своём здоровье с раннего детства, владеть необходимыми санитарно – гигиеническими навыками.
Овладение детьми знаниями и умениями здорового образа жизни происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия – игры, занятия – беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия этой направленности органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон…) и деятельность детей.
На занятиях по здоровому образу жизни дети знакомятся:
 — элементарными знаниями о внешних органах человека;
 — с основами первой помощи при травмах;
 — с основами безопасного поведения;
 — приобретают навыки ухода за своим телом;
 — приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

Среди методов и приемов, которые используют воспитатели в своей работе: беседы, дидактические игры, труд, наблюдение, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно – ролевые игры, применяем ТСО: просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей.
В ноябре 2010 года, согласно плана работы, состоялся педагогический совет на тему «Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ и семье». Перед его работой во всех группах сада прошла тематическая неделя «Мы – за здоровый образ жизни!». Она включала мероприятия самой различной по форме проведения и тематики. Это беседы, занятия, игры, спортивно – развлекательные мероприятия. Все это отражено в тематических папках воспитателей: «Расти здоровым, малыш», «Здоровый образ жизни – залог успеха» и другие.
Педагогический совет проходил в форме дискуссии, где были рассмотрены такие понятия, как «здоровый образ жизни», роль инструктора по физической культуре в проведении мероприятий по оздоровлению детей. Также воспитатели правильно и аргументировано отвечали на ситуации, которые могут возникнуть в группах сада (такие, как «ребенок не хочет делать утреннюю гимнастику», «родители привели ребенка с ОРЗ» и другие). Воспитатели к педагогическому совету подготовили домашнее задание: наглядное пособие, которое можно в последствии использовать для профилактики ОРЗ и гриппа. Это разные по форме изготовления пособия – в виде цветка в горшке, пчелы, лягушонка, внутри которых находится покрошенный чеснок. Они и сейчас используются в группах сада.
Важная роль в воспитании здорового поколения принадлежит физической культуре. Здоровый ребенок – это подвижный ребёнок. Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физического развития ребенка.
Утренняя гимнастика — важный элемент двигательного режима. Применяются различные формы проведения гимнастики: классическая, игровая. Музыкальное сопровождение утренней гимнастики под руководством музыкального руководителя повышает у детей интерес к занятиям, развиваются двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии. Именно ритм помогает правильному дыханию, регулирует пульс. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в детском саду инструктором по физической культуре, начиная со 2-й младшей и заканчивая подготовительной группами.

Правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние на физическое состояние дошкольников. Один из приемов, которые используют воспитатели на своих занятиях и это, кстати, снижает утомляемость детей – использование физкультминуток. Они проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне.
В гимнастику после дневного сна включаются воспитателями упражнения профилактической направленности. Одним из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики – массаж стоп. Для стимулирования рефлекторных зон на подошвах ног, воспитатели используют различное фабричное, спортивное оборудование – ребристые дорожки, массажные коврики, массажные мячи. А также нестандартные, изготовленные родителями и специалистами сада. Немного фантазии и достаточно простой материал: пробки, пуговицы, непригодные фломастеры превращаются в увлекательные лечебные дорожки. Значительное пространство на полу в спальнях каждой возрастной группы занимают эти «дорожки здоровья». Они вызывают у детей живой интерес, желание походить по ним босыми ножками. Чтобы поддержать у них этот интерес, воспитатели выполняют с детьми различные игровые задания: попрыгать как зайчики, потоптаться как слон и так далее. Эти «дорожки здоровья» так же заставляют работать мышцы стопы, оказывают мощное влияние на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Для воздействия на рецепторы стопы детей воспитатели используют различные экологически чистые природные материалы: чистый песок, мелкую гальку, хвойные иголки, мелкие шишки, бобы, фасоль, различные косточки и так далее. Этим материалом воспитатели наполняют квадратные пластиковые ванночки и сшитые из ткани небольшие напольные подушки. Их тоже, как и «дорожки здоровья» включают в рефлекторную тропинку.
Жизнь ребенка в детском саду не обходиться без развлечений, спортивно – музыкальных мероприятий. Инструктор по физической культуре детского сада регулярно проводит с детьми такие спортивные развлечения, как «Где прячется здоровье», «Веселые старты», «Зимние забавы», праздник «В гостях у сказки». Стенд «Удальцы – молодцы» с наглядными материалами по физическому развитию детей, фотографиями со спортивных мероприятий в саду, регулярно ею обновляются.

Чтобы дети в свободное время могли удовлетворять потребности в двигательной активности, в группах сада созданы спортивные уголки. В них есть мячи, скакалки, мешочки с песком, большие мячи, ленточки, обручи, шведские стенки.
Туризм – одна из форм физического воспитания детей, помогающий сохранить и укрепить их здоровье. Этому способствует общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Поход на природу – это целое событие, к которому дети готовятся, ждут от него что – то новое, интересное. В нашем саду воспитатели с детьми используют пешие походы в лес, к озеру, в парк. Их цель – оздоровление детей, расширение кругозора в сфере естественно – научных знаний. Во время похода дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с родным селом. Все походы носят тематический характер, связанный со временем года. Осенние походы проходят под названием «Кто сказал, что осень грустная пора?», летние походы — «Лето – это маленькая жизнь», весенний поход – «Весна – красна к нам пришла!», зимний поход — «В снежном сказочном лесу». Такие прогулки способствуют укреплению здоровья, обеспечивают двигательную активность детей.

Вся эта многогранная работа педагогического коллектива детского сада по организации оздоровления детей будет неполной без непосредственной поддержки, помощи и сотрудничества с родителями. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются для этого самые разные формы сотрудничества с родителями: собрания, групповые, индивидуальные консультации, беседы, предоставляется наглядная информация в каждой группе сада, в соответствии с возрастом детей. Одной из активно используемой формой является совместное проведение праздников и развлечений, дней здоровья.
Работа с родителями планируется на учебный год с конкретизацией мероприятий на каждый месяц. Анкетирование также используется в работе с родителями. Темы анкет разнообразны, и зависят от задач, которые в данный момент решаются при работе с детьми по физическому воспитанию. Значительным подспорьем в работе с родителями являются, созданные в группах сада «Уголков здоровья», в которых собирается воспитателями информационно – методический материал по оздоровлению детей и родителей. Сотрудничество воспитателя и семьи позволяет установить между ними равноправные, доверительные, партнерские отношения. Родители не только выслушивают рекомендации воспитателей, а сами участвуют в жизни группы и намечают план работы с ребенком дома.

В заключении хочется отметить, что целенаправленная работа по организации здорового образа жизни МДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко» дает возможность всем детям развиваться физически, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционным и простудным заболеваниям.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.