Развитие творческих способностей у детей

Развитие творческих способностей детей

Калашникова Татьяна Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Алёнушка» с.Бетьки,
Тукаевского района, Республика Татарстан.
[email protected]

Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого, ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 – это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так.

Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.

У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать, и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть основа творчества. Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере, самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Развитие творческих способностей детей.

В последние годы словосочетание «детское творчество» широко употребляется в быту и в специальной литературе. Нередко его применяют к любой модели, собранной в соответствии с жесткой инструкцией. Именно применяют, так как слово «творчество» теряет при этом смысл. (Ведь творчество – это создание нового объекта, имеющего общественную ценность, материальную или духовную.)

Не всякую художественную или конструктивную деятельность можно рассматривать как творчество. Если задана тема, объяснены способы выполнения и последовательность действий, то творческий момент отсутствует. Однако это не означает, что подобные задания бесполезны. Они способствуют формированию интереса к данному виду деятельности, технических навыков, развитию восприятия, внимания, но не творчества.

Чтобы деятельность ребенка способствовала развитию его творческих возможностей, она должна содержать в себе элементы, характерные для сформированной творческой деятельности – технической или художественной. Психологический анализ развитых форм творческого труда позволяет выделить в нем несколько этапов:

— подготовительный, предполагающий творческую готовность и формулирование задачи (в художественном творчестве – темы);
— основной, центральный, — поиск решения, получение принципа изобретения (в художественном творчестве – композиции, колорита и т. п.). Превращение принципа в схему, вещественная реализация (создание модели или эскиза);
— заключительный – создание готового изделия (художественного произведения), его проверка, доработка.

Детское творчество отличается от развитой творческой деятельности тем, что оно не предполагает развертывания всех перечисленных этапов. Благодаря специальному подбору материала и определенным способам его подачи отдельные звенья могут выпадать из детской деятельности (или по крайней мере их осуществление может существенно облегчаться). В различных заданиях возможно формирование разных элементов творческого процесса – технического или художественного. Однако во всех случаях итогом должно быть получение готового продукта. Этим обеспечивается эмоциональное удовлетворение от деятельности, формирование привычки доводить ее до конца.

Чтобы развить у детей умение создавать замысел, часто приходится облегчать его реализацию, иначе воплощение замысла будет недоступно и в результате не возникнет завершенный объект. Облегчить воплощение замысла можно разными способами или совместной деятельностью с ребенком, помогая ему справляться с трудностями, или подбором материала, чтобы трудностей вовсе не было. Обучение способам реализации требует помощи, и значительной, на первом этапе. Это может быть обсуждение замысла, подготовленные заранее образцы.

Особенности материала, характер образцов и степень участия педагога определяют, как будет разворачиваться детская деятельность, насколько в ней будет выражено творческое начало. Его «дозировка» зависит от уровня развития воображения, образного мышления ребенка, от степени сформированности необходимых навыков. В младшем дошкольном возрасте элементы творчества менее выражены, чем в старшем, но они должны присутствовать на всех этапах детского развития.

Применительно к деятельности взрослых людей (или детей школьного возраста) выделяют относительно самостоятельные виды творчества: техническое и художественное. У дошкольников эти виды творчества еще не выступают в таком обо¬собленной виде, образуя комплексную художественно-техническую деятельность. На первое место ставятся конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена. Это объясняется общей нерасчлененностью психических процессов ребенка.

В дошкольном возрасте развиваются общие, универсальные формы воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, которые в дальнейшем явятся базой и для конструктивного (технического), и для художественного мышления. Скажем, рисунок дошкольника – это нечто среднее между рисунком в собственном смысле слова и схемой. Отсюда путь к развитию рисунка, как такового, и к формированию наглядно-схематического мышления, лежащего в основе чтения и создания схемы, плана, чертежа.

Задачи развития творчества в дошкольном возрасте требуют формирования комплекс¬ной художественно-технической деятельности. Другим направлением последующего развития творчества станет формирование умения мыслить цельными художественными образами — многоплановыми, детализированными, богатыми не только существенными, но и второстепенными деталями. Материалы предназначенные для дошкольников, носят преимущественно комплексный характер, соответствующий деятельности, формируемой с их помощью.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.