Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике

Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике

Автор: Кухмистрова Галина Михайловна
Учитель – логопед, высшая квалификационная категория.
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида» Омская область, РФ.
Электронный адрес для связи с автором: [email protected]

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

очность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

А чтобы интересней проводить артикуляционную гимнастику, можно использовать сказочные сюжеты. Так на примере сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» можно проводить артикуляционную гимнастику с детьми.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).

Муха денежку нашла.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд

Пошла Муха на базар.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).

И купила самовар.

Надувают щеки
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Произносят звук: [с]-[с]-[с]
Упражнение «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо-що, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела.

Упражнение «Лошадка»

Мухе-цокотухе меду принесла.

Упражнение «Чашечка»

Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?

Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Вдруг какой-то старичок-паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.

Упражнение «Часики»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Хочет бедную убить.
Покусывают кончик языка.
Цокотуху погубить.

Упражнение «Грибок»

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.

Произносят звук: [з]-[з]-[з]

«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Произносят звук: [ц]-[ц]-[ц]
Подлетает к пауку,
Шпагу вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.

Произносят звук: [з]-[з]-[з]

Муху за руку берет
И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам
«Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.