Развивающие занятия со старшими дошкольниками с ОНР (общее недоразвитие речи)

Применение наглядного моделирования при формировании связных высказываний у старших дошкольников с ОНР

Автор: Щербакова Наталья Сергеевна,
учитель — логопед. Кемеровская область , город Киселевск
МКОУ " Детский дом « Радуга» для детей — сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи у дошкольников предполагает научить их связно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, логического мышления, более напряженного внимания к содержанию речи. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

По результатам диагностики уровня сформированности навыков построения связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи можно отметить следующие недостатки:
— связные высказывания короткие;
— отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
— уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Наряду с общепринятыми приемами совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи перспективным направлением является использование наглядного моделирования. Модель позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научить работать с ними.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слов. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей-логопатов.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
— пересказ,
— составление рассказов по картине и серии картин,
— описательный рассказ,
— творческий рассказ.

Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный, рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
(Т.В.Егорова 1973г; А.Н.Леонтьев 1981г.).

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Одна из самых замечательных идей Л.А.Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка – понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников (в том числе специфику детской одаренности); создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы.

Моделирование состоит из следующих этапов
— усвоение и анализ сенсорного материала;
— перевод его на знаково-символический язык;
— работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
— знакомство с графическим способом представления информации;
— развитие умения дешифровки модели;
— формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Использование наглядного моделирования в работе над всеми видами связного высказывания
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картинке.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Занятия с детьми с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи)Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
2. определение взаимосвязи между ними;
3. объединение фрагментов в единый сюжет.

На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг- а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ- описание по пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• выделение значимых объектов картины;
• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

Развитие связной речи у детей с ОНРА вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Логопедическая сказка.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
• логопед читает сказку ребенку;
• ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
• затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
• логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
• ребенок пересказывает сказку по модели

Оса, которая любила кусаться

Занятия с детьми с ОНРВ нашем саду на кусте смородины осиное гнездо. Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала: «Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок». С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

Примерные вопросы:
• Где находилось осиное гнездо?
• Кто жил в гнезде?
• Почему все боялись осы?
• Как можно назвать осу?
• Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
• А что бы сделали вы?
• Какое еще название можно придумать для сказки?

Сравнительное описание предметов.

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Сравнительное описание лисы и зайца.

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Творческий рассказ.

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

• угадывание эпизода по демонстрации действия;
• рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
• ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
• логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
• конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
• ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
• и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Список литературы.

1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб. «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001. — 143 с.

2. Инновации – в логопедическую практику [Текст] / сост. О.Е.Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

3. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова. — СПб., 2006. – 126 с.

4. Климчук, Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими ОНР [Текст] // Логопед. 2008. — №2. – с.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.

6. Омельченко,Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи[Текст] / / Логопед. 2008. -№4. — с. 102-115

7. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР дошкольников [Текст] // Логопед для ДОУ. 2005. — №1. – с. 7-12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Специфика применения наглядного моделирования на примере лексических тематик: «Звери наших лесов», «Животные холодных стран».

Лексическая тема: «Звери наших лесов»

Составление описания медведя (рисунок №1)

Логопед. Что нам помогает увидеть медведя? (Дети глаза). На панно помещаем карточку-схему с изображением глаза.
— Какого цвета медведь? (Медведь коричневый). На панно помещаем карточку-схему с изображением цвета.
— Какие части тела вы увидели у медведя? (Голова, глаза, нос, рот, уши, туловище, лапы). На панно ставим карточки-схемы изображающие части тела медведя.
— Если бы мы могли медведя погладить, выставляется карточка-схема с изображением руки, чем покрыто тело медведя? (Медведь покрыт шерстью).
— Шерсть, какая? (Густая и т.д.) На панно помещаем карточку-схему с графическим изображением, обозначающим густую шерсть.
— Как вы думаете, где живет медведь? (Медведь живет в лесу) На панно выставляется соответствующая карточка-схема.
— Что медведь делает зимой? (Спит в берлоге). На панно появляется графическая карточка-схема с изображением снега и берлоги.
— Чем питается медведь? (ягодами, корешками растений, рыбой и т.д.). На панно выставляется карточки-схемы.
— Как называются детеныши медведя? (Медвежата). На панно помещаем карточку-схему с графическим изображением медвежат.

Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.

В процесс обследования предмета можно включать словарные упражнения
— на подбор синонимов «Назови по-другому» косолапый – неуклюжий, неповоротливый и т.д.
— на словообразование «Назови семью». Папа – медведь, мама – медведица и т.д.

После рассматривания предмета детям предлагали рассказать о нем, опираясь на образец.
Это медведь. Медведь коричневый. У медведя есть голова, уши, рот, нос, туловище, большие лапы с когтями. Медведь живет в лесу. Зимой спит в берлоге. Медведь питается корешками растений, ягодами, любит лакомиться рыбой. У медведя медвежата.

Описание медведя логопед обязательно сопровождает движением указки по составленной модели, тем самым дается образец использования модели в качестве наглядного плана.

В рамках этой темы можно провести обучение дошкольников способам синонимической связи. Данной работе должны предшествовать упражнения на подбор синонимов. Синонимическую связь мы продемонстрировали на знакомом детям описании медведя. Для этого в составленную ранее модель мы ввели значок замещения (рисунок№2).
Концентрируя внимание детей поданному знаку, вводили в описание синонимическую замену.

Логопед. Шерсть медведя коричневого цвета. Как по-другому можно сказать, какая она? (Бурая). Для этого на карточке-схеме помещаем значок замещения (рисунок №2).
— Шерсть у медведя густая. Как по-другому можно сказать, какая она? (Плотная, толстая и т. д.).
— Лапы у медведя большие. Как по-другому можно сказать, какие они? (Огромные, крупные, громадные).

После введения синонимической замены признака предмета дошкольникам предлагали рассказать о нем.

Это медведь. Медведь бурый. У медведя есть голова, уши, рот, нос, туловище, крупные, огромные лапы с когтями. Медведь живет в лесу. Зимой спит в берлоге. Медведь питается корешками растений, ягодами, любит лакомиться рыбой. У медведя медвежата.

Методические пособия для занятий с детьми с ОНРДля совершенствования связности описаний проводится обучение детей употреблению в описании местоименной связи. Логопед обращает внимание детей, что в рассказе слово «медведь» повторяется очень часто. В готовую модель описания медведя вводится значок «запрещения слова» (рисунок№3). Он будет сигнализировать, замени слово «медведь» на маленькое слово. Дети описывают медведя по уточненной модели.
Это медведь. Он бурый. У медведя есть голова, уши, рот, нос, туловище, крупные, огромные лапы с когтями. Он живет в лесу. Зимой спит в берлоге.

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Медведь питается корешками растений, ягодами, любит лакомиться рыбой. У него медвежата.
В логопедической работе довольно часто применяется двуединство методик. Рисование и наблюдение помогают осознать логику плана, учат составлять план высказывания. Если речь идет о частях тела животного, можно предложить работу по следующему плану:
— рассматривание картинки с изображением животного;
— рисуем, раскрашиваем графические карточки и называем действия, признаки объекта;
— выстраиваем наглядную модель для составления рассказа – описания.

Логопед. Мы будем рисовать медведя.
— Нарисуй круг. Это будет голова. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую круг. Это голова медведя».
— На следующей карточке нарисуй два маленьких кружочка. Это уши медведя. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую уши».
— Нарисуй большой овал. Это туловище. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую туловище».
— Нарисуй четыре вытянутых овала. Это лапы. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую лапы».
— Что у медведя на лапах? Когти. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую когти».
— Нарисуй медведю глаза, рот, нос. Ребенок вслух проговаривает: «Я рисую глаза, рот, нос.
Затем дети раскладывают нарисованные графические карточки и описывают животное по нарисованным моделям.

В конце освоения данной лексической темы: «Звери наших лесов» карточки убирают — схема рассказа о медведе упрощается.

Аналогично проводится работа по лексической теме: «Животные холодных стран». Составляется рассказ – описание о белом медведе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Специфика применения наглядного моделирование
для составления сравнительного рассказа – описания.

Методические пособия для занятий с детьми с ОНРСравнение белого и бурого медведя (рисунок №4)
Логопед. Ребята давайте выясним, место обитания медведей. На панно выставляется карточка-схема с изображением дома.
— Где живет бурый медведь? (Бурый медведь живет в лесу).
— Где живет белый медведь? (Белый медведь живет на севере на льдине).
— Посмотрите на медведей.
— Какая шерсть у бурого медведя? (Коричневая).
— Какая шерсть у белого медведя? (Белая, густая).
— Чем питается бурый медведь? (Ягодами, корешками растений).
— Чем питается белый медведь? (Рыбой, тюленями и т. д.).
После сравнения животных детям предлагали составить рассказ, опираясь на образец. В данном случае удается продемонстрировать конструкции сложносочиненных предложений с союзом «А» и межфразовую связь.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый медведь на Севере на льдине. У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого медведя она белая. Бурый медведь ест малину, мед, корешки растений, а белый медведь тюленей и рыбу. Буры медведь спит в берлоге, а белый медведь на льдине.
Для совершенствования сравнительных рассказов проводится аналогичная работа по обучению способам синонимической связи и употреблению в описании местоимений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игры на развитие словообразовательных навыков с применением наглядных моделей

Игра «Вкусный сок»

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него — изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты?».
Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра «Кто какую пользу приносит»

Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.

Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.

Ход выполнения задания: Педагог показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна (в первом — с изображениями домашних животных и птиц, во втором — с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей («курица — яйца»).

Педагог стимулирует составление детьми предложений по составленным схемам.
Примерные ответы детей: «Куры несут яйца».

Игра «Где лежит мяч?»

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в «прятки»).

Инструкция: «Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?» (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя

Игра «Опиши овощи и фрукты»

Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус), выполнение действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты».

Ход выполнения задания: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается педагогом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сладкое, вкусное».

Игра «Угадай, какие это фрукты?»

Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов); формирование умения описывать предмет (разные виды фруктов).

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.