Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении

Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы).

Автор: Асланова Анаида Варастатовна
Руководитель физического воспитания первой квалификационной категории
в Государственном бюджетном дошкольном учреждении №78
Центрального района города Санкт-Петербурга

Дети дошкольного возраста особо остро испытывают потребность
в выражении своих эмоций через движение. Музыкально-ритмическая деятельность – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально- эстетических переживаний. Движения, органически связанные с музыкой ее характером (содержание), способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Цель: Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движения, развитие образного мышления.

Задачи:
• Выработать активную реакцию на музыку, уметь эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии;
• Овладение свободой движения;
• Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Введение.

Повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития. Возможность раннего знакомства детей 5 – 6 лет с танцевально — ритмической гимнастикой и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце способствует формированию базовой культуры личности включающей:
• Физическую культуру — потребность здорового образа жизни;
• Духовная культура — воспитания свободной личности, развития духовных потребностей к самопознанию, к красоте в отношениях к себе и другим людям.

Наша работа строится с учётом основных принципов, средств, форм и методик, позволяющих организовать образовательный процесс на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Нами широко используются следующие технологии:

• Групповые;
• личностно – ориентированные;
• культурно – воспитывающие;
• здоровьесберегающие (сохранение и укрепление здоровья обучающихся);
• коллективно-творческая деятельность (КТД).

Большинство движений, на которых построены танцевально- ритмические разминки — это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанке, ритмичности, координации рук и ног, легкости шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благоприятно влияет и на физическое развитие.

Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более четко выполнять движения. Значительное место в нашей работе занимают игры и упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение. Помогают созданию образа и атрибуты в руках детей (ленточка говорит о легкости, полетности, плавности музыки и движения, цветок – о их нежности, изяществе, флажки – о бодрости, активности).

В младшей и средней группах дети приобретают двигательные навыки главным образом в процессе самих музыкальных игр и разминок: здесь не присутствует четкого разграничения между игрой, танцем и упражнением. Одновременно эти упражнения подготавливают детей к занятиям в последующих группах.

Дети старшей и подготовительной групп при систематической работе усваивают разнообразные двигательные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше. Репертуар танцевально – ритмических разминок и музыкальных игр становится обширнее и сложнее.

Разнообразные методические приемы, применяемые при ознакомлении детей танцевально — ритмической разминкой и каждым ее движением соответствуют общим требованиям музыкально-двигательного воспитания:
• Словесные (беседа, объяснение, поощрение);
• Наглядные (показ, пример);
• Практические (упражнения);
• Аналитические (сравнение, самоконтроль);
• Результативность (знания и умения, выступления на праздниках и участие в конкурсах).

Заключение

1. При таком методе обучения дети начинают понимать, что движения становятся по-настоящему выразительными, когда они их исполняют в соответствии с музыкально-двигательным образом.
2.Танцевально — ритмические разминки и музыкальные игры являются средством музыкально-эстетического воспитания детей.
2. У воспитанников возрастает интерес к физкультурным занятиям.
3. Музыкально — ритмические разминки и музыкальные игры служат средством развития организма ребенка, привития ему жизненно-необходимых навыков.

Рекомендации:

Из опыта работы можно отметить:
• Разучивание движений без музыкального сопровождения, когда живой ритм музыки заменяется сухим арифметическим счетом, не может содействовать музыкальному развитию детей( в последствии разученное под счет движение с музыкой не сливается и не может быть средством передачи музыкальных образов).
• Движения в музыкальных играх не должны представляться детям неизменными образцами
• Необходимо различными приемами сохранить у детей начальный живой интерес к танцевально-ритмическим упражнениям, эмоциональность восприятия , и для этого на каждом занятии надо обращать их внимание на новые детали образа, движения и музыки.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.