Мир детства в прозе В.П. Крапивина

Мир детства в прозе В.П. Крапивина

Реферат

Автор:Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение.
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области.

Содержание

Введение
1. Биография поэта и прозаика В.П. Крапивина
2. История творческого пути В.П.Крапивина
3. Изображение мира детства в произведениях В.П. Крапивина
Заключение
Список литературы

Введение
Творчество В. П. Крапивина в течение более чем тридцати лет привлекает к себе большое внимание. Возрастают тиражи его произведений. Только за последние два года вышло несколько собраний его сочинений в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Но несмотря на это Владислав Крапивин остается одним из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы.
Большое значение для изучения творчества писателя имеют работы Е.Зубаревой, С.Баруздина, А.Петуховой, В. Швейцер. Обстоятельно проанализирована его ранняя «реальная» проза, в особенности, характеры центральных героев. Отмечено четкое понимание автором особенностей подростковой психологии, подкрепленное личным педагогическим опытом, что открывает для произведений В. Крапивина богатейшие возможности по использованию в школе: Владислав Крапивин — один из создателей «педагогической» прозы, не «поучающей», но «воспитывающей», то есть оказывающей положительное влияние на становление характера и формирование психологических мотиваций подрастающего читателя.

1. Биография поэта и прозаика В.П. Крапивина
Владислав Петрович Крапивин родился в г. Тюмени в семье педагогов Петра Фёдоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М.Горького (1956—1961). Работал корреспондентом газеты «Вечерний Свердловск» (1961—1962), литературным сотрудником и заведующим отделом (1962-65) журнал «Уральский следопыт» (Свердловск). Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом журнала «Уральский следопыт». В 1965 году ушёл на творческую работу.
Вся жизнь и творчество Крапивина связаны с детьми. Причин этому несколько. Можно отметить «недоигранное» военное и послевоенное детство: чтобы компенсировать, «продлить эту замечательную пору, сохранить ее в себе, а себя в ней», молодой автор и выбрал детскую тематику. Сыграла свою роль семейная «педагогическая жилка», еще одной причиной стала «Каравелла». В 1961 году Владиславом Крапивиным по собственной инициативе был создан детский отряд «Каравелла». Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет.
Первая книга Владислава Крапивина «Рейс „Ориона“» вышла в Свердловске, в 1962 году. В настоящее время у В. Крапивина более ста пятидесяти изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения для подростков».
Произведения Крапивина включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков». Книги Крапивин неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, французский, испанский, румынский, персидский и другие языки. Ряд произведений был экранизирован. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию В. Крапивина.
Владислав Петрович — лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский следопыт», премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий. За литературную и общественную деятельность награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.

2. История творческого пути В.П.Крапивина
Первые книги Крапивина появились в начале 60-х годов. Были опубликованы наиболее известные «пионерские повести писателя, в которых уже открыто проявился романтический, бунтарский дух автора. Это: «Та сторона, где ветер» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Тень Каравеллы» (1970), трилогия «Далекие горнисты» (1971), «Мальчик со шпагой» (1975), «Колыбельная для брата»(1979) и др.
Именно в этих произведениях выкристаллизовалась авторская концепция детства. Она наиболее точно звучит в начальных строках одной из лучших повестей писателя — в «Тени Каравеллы»: «Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нем все равно всегда остается: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы».
В соответствии с авторскими концепциями об идеале, в центре крапивинской прозы, с первых же ее страниц оказывается герой — мальчишка, мечтатель и рыцарь, натура эмоционально богатая. Он нравственный максималист, имеющий определенный этический кодекс, и в силу своих мальчишеских возможностей, не изменяющий ему.
В произведениях 60-х годов писателя интересует сам процесс формирования, развития нравственного чувства у героя. Автор, следуя законам реалистического искусства, исследует становление духовного мира ребенка, и читателю виден нравственный рост героя, постепенный процесс обретения им этических ценностей. Источником нравственного опыта у крапивинских героев становится мальчишеская дружба.
До конца 1970-х в творчестве Крапивина в основном преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Образы летящих коней, шпаги, горнов и барабанов, парусников создавали и создают особую, узнаваемую атмосферу в его книгах. Практически во всех ранних произведениях существует пара главных героев: малыш и подросток. «Они оба нужны друг другу, Крапивин это не выдумал, а точно подсмотрел в жизни. Малышу необходима опора, защита, пример, и с какой восторженной благодарностью хватается он за руку, протянутую старшим! Но, оказывается, и старшему нужен младший. С помощью малыша подросток крепче верит в свои силы, в правильность и нужность того, что он делает» [13, с.235].
Герои ранних книг Крапивина — «Оруженосец Кашка» (1965), «Та сторона, где ветер» (1966), «Тень Каравеллы» (1970) — просто жили, учились в школе, ссорились и мирились с друзьями, возвращались в дома, где их любили и ждали. Конфликты, возникавшие в этих книгах, носили житейски-бытовой характер. Однако время шло, и параллельно с ростом мастерства автора также происходили перемены и в обществе — не всегда к лучшему. В трилогии «Мальчик со шпагой» (1974), в основу которой легли реальные события, происходившие с отрядом «Каравелла», один из сюжетообразующих конфликтов уже находится на качественно ином уровне — это противостояние детского объединения и представителей власти, причем правота отнюдь не на стороне последних. Тема конфликта мира детства и мира взрослых, облеченных властью над детьми, в дальнейшем стала одной из определяющих в творчестве Крапивина («Трое с площади Карронад», 1979; «Журавленок и молнии» (1981) [12, с.184].
Самое объемное из произведений Крапивина — художественно-историческая трилогия «Острова и капитаны» (1987), в которой описана первая российская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф.Крузенштерна, а также связанные с ней события, разворачивающиеся уже в наше время.
При всем своем интересе к остроте и сюжетности школьной и семейной тематики, Крапивин в конце концов стал ощущать ее ограниченность. Не в последнюю очередь в связи с этим направленность творчества автора меняется, он все чаще обращается к фантастике и сказке, утверждая, что ему «стало тесно в трехмерном пространстве». Так появляются самые известные его произведения — трилогия «В ночь большого прилива» (1969—1977), роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне» (1983) и цикл сказочно-фантастических повестей «В глубине Великого Кристалла» (1987—1991).
Трилогия «В ночь большого прилива» — одно из произведений, определивших лицо и архетипы всей дальнейшей фантастико-философской прозы Крапивина. Здесь озвучен один из базовых постулатов фантастики Крапивина: дружба является одним из основных законов мироздания. В число главных героев впервые вводится взрослый персонаж (но не потерявший способности к детскому мироощущению). Тем самым помимо традиционной связки героев К. «малыш — подросток» вводится новая: «подросток — взрослый». Здесь же в творчестве Крапивина впервые появляется тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения и даже соединения.
Еще один типичный для фантастики Крапивин персонаж — ребенок, обладающий паранормальными способностями, появляется в романе «Голубятня на желтой поляне». Сюжет книги, как неоднократно заявлял Крапивин в различных интервью, родился из сна о мальчике, неожиданно возникшем в закрытом пространстве рубки звездолета. Приключения разведчика космоса Ярослава Родина и его юных друзей на далекой планете постоянно держат в напряжении, заставляя сопереживать героям романа.
В начале восьмидесятых в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: фантастических, в основном сказочных, произведений написано немного (1962 — «Я иду встречать брата»; «Старый дом; 1971 — «Баркентина с именем звезды»; 1973 — «Летчик для особых поручений»; 1977 — «В ночь большого прилива; 1981 — «Дети синего фламинго) [11; 9; 10; 8; 5; 7]
В повестях: «Оранжевый портрет с крапинками» (1985), «Выстрел с монитора» (1988), «Гуси-гуси, га-га-га...» (1988), «Застава на Якорном Поле» (1989), «Крик петуха» (1989), «Белый шарик матроса Вильсона» (1989), «Лоцман» (1990), «Сказки о рыбаках и рыбках» (1991), «Кораблики» (1993), «Синий Треугольник» (2001) — достаточно разнороден. Это множественность параллельных миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином времени и объединенных общими героями — детьми и взрослыми, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений — судьба одного или нескольких таких героев. На примерах вымышленного мира автор рассматривает достаточно серьезные проблемы мира реального — защита детей от насилия, дети и война, дети и произвол власти, детская беспризорность.
Как считает Д. Байкалов, «Социальная система «машинной демократии», казавшаяся такой незыблемой и единственно верной, пытается подмять под себя бывшего рекламщика. ... Блистательно прописанная ломка психики обывателя перед лицом смерти, религиозная тема, пожалуй, впервые появившаяся на страницах книг Крапивина, жесткий и динамичный сюжет ставят «Гусей...» на одну полку с самыми знаменитыми антиутопиями нашей фантастики» [1, с.10].
В 1999 вышел сборник «Синий краб», представляющий из себя наиболее полное собрание стихов и песен Крапивина. Ранее часть из них входила в прозаические произведения автора, некоторые печатались в журналах, репертуарных и песенных сб., использовались в телепостановках и фильмах. Из поздних реалистических произведений Крапивина следует отметить романы «Давно закончилась осада...» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003) и «Воздух той давней ночи (Стеклянные тайны Симки Зуйка)» (2004).
Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.
Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».

3. Изображение мира детства в произведениях В.П. Крапивина
Своими повестями и рассказами Владислав Крапивин нарушил устоявшуюся традицию, берущую начало от «Праздника непослушания» Сергея Михалкова, «дети без взрослых — ничто». Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь. Дети, подростки — остро переживают фальшь и жестокость, несправедливость взрослого мира. Немногочисленные, по сравнению с количеством героев-детей, герои-взрослые чаще всего отрицательные или полуотрицательные персонажи (учителя в «Журавленке и молниях» и в «Колыбельной для брата», совокупность всякого рода администраторов в «Мальчике со шпагой», горожане Реттерхальма («Выстрел с монитора») и Реттерберга («Гуси-гуси, га-га-га»), Кантор и К° («Застава на Якорном Поле»), Мухобой из «Сказок о рыбаках и рыбках». И это далеко не полный перечень). Так или иначе даже родители не способны понять и принять духовный мир собственного ребенка («Журавленок и молния», «Трое с площади Корронад») — те «избранные», которым дано проникнуть в эту тайну (Олег из «Мальчика со шпагой», Дед в «Колыбельной для брата», Ярослав Родин в «Голубятне на желтой поляне», Корнеллий Глас в «Гуси-гуси, га-га-га», Валентин Волынов из «Сказок о рыбаках и рыбках», Игорь Решилов из «Лоцмана») сумели сохранить в себе «сердце ребенка» — «высшую мудрость мира».
В его произведениях обязательное наличие идеала: традиционный «крапивинский мальчик» таков, каким, по словам одного из персонажей, каждый «...сам хотел быть в детстве, да не получилось». Притягательность и жизнеспособность этого идеала, проверенная временем, определяется, прежде всего, поэтичностью духовного мира героев, таких разных и таких похожих. А похожи они «трогательным сочетанием внешней беззащитности и внутренней отваги» (там же), верой во всепобеждающую силу Дружбы. Излюбленные крапивинские герои — герои идеальные. Духовные возможности их неограниченны. Проецируя эти возможности вовне, Крапивин в поиске соответствующих способов их выражения создает фантастический мир Великого Кристалла, в котором действуют люди, обладающие необычайными способностями. Главная из которых — способность мгновенно перемещаться во времени и пространстве на любые расстояния. Однако телепортация — одно из немногих чудес, происходящих в крапивинских произведениях.
Чувствуя одиночество в обычной повседневной жизни, мальчишки Крапивина уходят в свой мир игры и фантазии. Художественное воссоздание этого мира детского воображения стало основной чертой творчества Владислава Крапивина. Антарктида, Ветрогорск, Заоблачный Город, и, наконец, Великий Кристалл — мир, где детям открыты все дороги, где все побеждает самоотверженная дружба и друзья встречаются несмотря на толщу времен и пространств.
Таким образом, набор основных тем и идей традиционен для творчества Владислава Крапивина: подлость и благородство; любовь, дружба и одиночество; вопросы чести и достоинства и, главное, защита Детства — особого мира, существующего в книгах этого автора совершенно самостоятельно, соприкасающегося, но никогда не пересекающегося с миром реальности, миром взрослых. Все эти темы и идеи нашли свое выражение: в: «Выстреле с монитора» — это тема Командоров и Командорства; в «Гуси-гуси, га-га-га» — тема Хранителей; в «Заставе на Якорном Поле» поднимается вопрос о том, оправдывает ли цель средства; в «Белом шарике матроса Вильсона» — тема вселенского одиночества; в «Лоцмане» — тема ответственности взрослого за ребенка и даже больше — «мы в ответе за тех, кого приручили»; «Сказки о рыбаках и рыбках» на ином уровне продолжают развивать идеи Хранителей и поднимают проблему компромисса с совестью, с самим собой.
Одна из важнейших тем творчества Владислава Крапивина — преодоление одиночества. «Один да один — не один», — говорит герой повести «Белый шарик матроса Вильсона»; «Наша дорога — всегда друг к другу», — Витька («Крик петуха»). Поэтому для всех повестей «Великого Кристалла» характерна (традиционная для Крапивина) пара героев. Подросток и его Друг. Тот самый Друг, которого иногда ждешь всю жизнь. Который все понимает. Который всегда поможет и простит. Который... в общем, самый главный. И «так сильна глубокая, пронзительно щемящая их потребность друг в друге,... что она связывает героев книг Крапивина даже сквозь миры».
«Один и один — не один» — данная идея лежит в основе всей философской системы произведений Владислава Крапивина. Говоря о замысле трилогии «В ночь большого прилива», Крапивин замечает: «мне было важно сказать о силе дружбы, о том, что она может преодолеть самые фантастические преграды. И потому возникают в повести гости из далекого и одновременно близкого параллельного мира — Валерка и Братик. И потому в звездолете, висящем в субпространстве («Голубятня на желтой поляне»), появляется Игнатик, житель планеты Планета. И поэтому возникает фантастически убедительная теория Великого Кристалла, каждый шаг в развитии которого приближает мироздание к Великой Всеобщей Гармонии — «чтобы у любого, кто живет, было как бы свое окошко, когда оно в домике светится. У всех-всех... А иначе зачем она, эта Всеобщая Гармония?».
По словам В.П. Крапивина, он всю жизнь был писателем одной темы: «Это — положение детей в нынешнем неспокойном, жестоком, неприспособленном для нормального детства мире. Это ответственность (а чаще безответственность) взрослых за детей. Это — право ребенка на свою жизнь, в которой есть дом, семья, друзья, радости, безопасность, — право, которое, увы, далеко не всегда осуществляется» [2].

Заключение
Изучение творчества В. П. Крапивина показало, что главным героем в творчестве автора является ребенок — носитель авторского идеала, идеала чистоты, чуткости и самоотверженности. В творчестве В.П. Крапивина мир ребенка объяснено не логикой взрослого, а мотивацией ребенка, представленной в противоречивом единстве ума и чувства, находящихся в стадии формирования.
Конфликты в произведениях В.П. Крапивина отражают сложный мир взаимоотношений детей и взрослых. В произведениях Крапивина появляется совершенно новый аспект в разрешении темы конфликта детей и взрослых: защита детства. Крапивин в этом отношении совершенно непримирим: со всей очевидностью он демонстрирует, что ребенок должен быть защищен и от произвола родителей, и от произвола учителей, и от диктата государства. Поскольку социальные механизмы защиты детей отсутствуют или бездействуют, дети сами вынуждены бороться за свои права, отсюда интерес писателя к так называемым неформальным объединениям детей в общества, кружки, группы, в которых дети самоопределяются и самореализуются. Для Крапивина самоутверждение мальчика связано с умением постоять за себя не только в моральном, но и в физическом смысле. Мальчик, по Крапивину, должен уметь терпеливо переносить боль, не бояться отвечать на силу силой, а при необходимости иметь мужество и сноровку и самому наказать носителя зла.
В изображении В.П. Крапивина эмоции ребенка играют большую роль в развитии его ума, в мотивации его поступков и поведения, что оказывает определяющее влияние на выбор материала, формирование проблематики художественного текста, организацию сюжета, композиции, приемов характеристики персонажа. Эмоции, как известно, выполняют мотивационную и адаптивную функцию, играют большую роль в когнитивных процессах. Дети показаны переживающими страх, интерес, удивление, отвращение, гнев, вину, радость, печаль и т.д.

Список литературы
1. Байкалов Д. Черные зеркала Кристалла // Крапивин В.П. Сборник статей. — Т.5. — С.5-12.
2. Гопман В. Все начинается с детства. // Газета «Книжное обозрение», 13.10.1998.
3. Зубарева Е. Надо мечтать. // Детская литература, 1980. — №1. — С.23-27.
4. Зубарева Е.Е. Детская литература. — М.: Высшая школа, 2004. — 551 с.
5. Крапивин В. П. В ночь большого прилива // «Уральский следопыт», 1977. — №12. — С.18-48.
6. Крапивин В. П. Далекие горнисты // «Пионер», 1970. — №1. — С. 65-66.
7. Крапивин В. П. Дети синего фламинго // «Уральский следопыт», 1981. — № 1. — С.32-56; №2. — С.17-41; №3. — С.22-43.
8. Крапивин В. П. Летчик для особых поручений // «Уральский следопыт», 1973. — №11. — С.37-56; №12. — С.28-46
9. Крапивин В. П. Старый дом // «Урал», 1970. — №6. — С.159-167.
10. Крапивин В. П. Баркентина с именем звезды // «Уральский следопыт», 1971. — №4. — С.12-33.
11. Крапивин В. П. Я иду встречать брата // «Уральский следопыт», 1962. — №8. — С.14-27
12. Мешавкин С. Мальчишки Вселенной // Урал. — 1988. — №10. — С.177-185.
13. Петухова А. Друг, которому семь // Детская литература. — М., 1974. — С.232-251.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.