Конструирование в разновозрастных группах (из опыта работы)

Использование активных методов в развитии детей
дошкольного возраста
По конструированию в разновозрастных группах (из опыта работы)

Автор: Черных Елена Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полтавский д/сад «Родничок» р.п. Полтавка,
Полтавского района, Омской области

Конструирование (из строительного материала) — это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) дает возможность для творчества, формирует у дошкольника предвидеть будущий результат, развивает пространственное мышление, дает толчок к обогащению речи ребенка.

Под познавательной активностью детей разног возраста следует понимать
активность, возникающую по поводу познания в процессе, то есть заинтересовать в принятии информации и углубить свои знания в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, проявляя творчество, наиболее эффективные методы.
А это:
Метод обучения , познания -умение анализировать и усваивать знания осознанно(В. В. Давыдов , Н. Н. Поддьяко)
Метод приема и сравнения К. Д. Ушинский говорил: Все в жизни мы познаем не иначе как через сравнение.
Проявление самостоятельности, творчества, выдумки ведет к методу моделирования и конструирования.

Способность детей к моделированию доказана в психологических исследованиях (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и т.д.) и педагогических исследованиях (В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова) Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Дети через игру учатся располагать предметы в пространстве. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мир,глобуса….Воздействуют на повышение познавательной активности ребенка и большое внимание оказывает на словесное объяснение, и игровую
деятельность.

Экспериментирование и опыт моей работы, показывает, что каждый метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности ребенка. Все методы дают ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

В раннем возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой. Инициатива исходит от воспитателя. Дети выполняют мои задания,
некоторые указания. Основную задачу я ставлю: побуждать интерес к конструированию, приобщать детей к созданию простейших конструкций.
Прежде, чем работать с конструктором, я детей учу складывать в коробку все детали в соответствии с образцом. Для чего это я делаю? В дальнейшем умение убирать формы по порядку, сэкономит и наше время и сохранит подольше игровой материал.

Затем в течение 10 мин проходит знакомство со строителем. Я это провожу так:
Смотрите — это строитель, а коробка – это дом. Давайте посмотрим, кто живет в этом доме. Это кирпичики….2ряда… Какого они цвета? Где лежат, у короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это кубики. Какого они цвета? Сколько рядов кубиков. Это призма, она похожа на крышу. Повтори, как называются эти формы? 2 большого размера. Какого цвета призмы? А 2 маленького размера. Какого цвета? ( И так каждую фигуру). В доме хорошо живется только тогда, когда в нем порядок. Каждая фигурка
живет в своей квартире. Красиво — когда порядок.

Своим трехлетним малышам я говорила:
Матрешка шла, шла, устала. Давайте построим для неё стульчик. Найди в коробке кубик. Это сиденье. А теперь возьми кирпичик и сделай спинку (не торопясь наблюдаю, как ребенок пытается соединить детали). Прижми кирпичик к кубику, тогда будет прочно. А можно сделать стульчик для кошечки? А для мышки? А теперь уберём в коробку строитель, на то же место: я — кубик ,а ты- кирпичик. Смотри, в доме опять стало красиво, все жильцы живут в своих квартирах.

С четырёхлетними детьми мы строили: кроватку, мостик, забор, короткие и длинные дорожки, т.е. уже с 3-х летнего возраста со 2 половины года и в 4 летнем возрасте конструирование отделяется от сюжетно-отобразительной игры и начинается самостоятельная деятельность. На начальном этапе я продолжаю знакомить детей со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма), формирую понятия: высокий — низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач — заменить меньшие детали на большие ,при этом научить Незнайку это делать. пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят: низкий -для маленьких, и высокий -для больших ,башенки, ворота, скамейки и т.д.
На первых трех занятиях я формирую умение располагать кирпичики в ряд на полоски (длинные и короткие, трамвайная линия, учу различать пространственные признаки, узкий – широкий, короткий – длинный).
Обучаю 2 способам измерения конструкции в длину — замене мелких деталей на более крупные и пристраиванию.

Например:
После того, как дети построили дорожку из кирпичиков, я предлагаю, для тигренка, построить длинную и заменить кирпичики пластинами, или приставить к короткой дорожке еще несколько кирпичиков, чтоб тигренок не упал в пропасть, важно выделить эти способы, методы из общего контекста деятельности, так, чтобы дети осознали суть задания. Я одной группе предлагаю выполнить задание первым способом, а другой — вторым.

В конце занятия мы с детьми обсуждаем работы. На следующих 2-3 занятиях мои дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость — длинную и короткую. Сначала сооружают загородку для животных, замыкая плотно пространство по круг, прикладывая кирпичики, друг к другу.
При этом очень важный момент я говорю детям, чтоб наши домашние животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку, и только после этого заселим животных в новый домик. Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимой ими загородкой. Затем дети строят забор у домика. Это очень простая постройка, однако, способ выполнения (замкнутое пространство по четырехугольнику) вызывает определенные сложности. Трудно выстроить четырехугольник ровной конфигурации. Мы приглашаем мастера- строителя (это я). Я помогаю, по углам каждого домика ставлю, столбики, (2 кубика поставленные друг на друга) зрительно опираясь на них, дети самостоятельно ставят между ними кирпичики. Так же сооружаем высокий забор, я увеличиваю высоту столбиков, а дети используют вместо кирпичиков пластины, укрепляя призмами с 2 сторон, проговаривают, что высоту ворот можно изменить разными способами: нарастить с помощью нескольких кубиков, или заменить пластинами, в зависимости какие строит ворота низкие или высокие и т.д. (работы выполняют самостоятельно)
Прежде, чем я приступаю к работе над темами «Ворота», «Мебель», я детей знакомлю с объектом через: экскурсии, рассматривание картин, пение песен заучивание стихов. Знакомлю с его основными частями, их практическим назначением.

Пример : рассматривание мебели в групповой комнате ( в т.ч. кукольную) в кабинете заведующей, мед сестры, воспитателя и т.д. я помогаю выделить в предметах, общее, и, различие: стул имеет сиденье короткое, на нем может сидеть один человек, на диване – сиденье широкое, длинное, могут вместиться несколько человек. Цель занятия будет доступна только тогда, когда обследование образца я веду в определённой последовательности: объект в целом; его части; их пространственное расположение относительно друг руга, детали из которых построена каждая часть. И в заключении я обращаю внимание детей на объект в целом.
Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности воздействия постройки.

Пример: (обследуя стол, я создаю проблемную ситуацию, если бы не было ножек, или крышки, рассматриваем схемы, обследует какие они), тем самым значительно облегчается процесс конструирования. Последовательность обследования образца должна соответствовать логике возведения постройки. Образец я анализирую на первых занятиях — в начале года. В процессе выполнения задания, я слежу, чтоб дети точно следовали по образцу, правильно отбирали и использовали материал. Если кто-то ошибается, обращаю внимание на образец ,предлагаю сравнивать с ним ещё не оконченную постройку. А если
Ошибка носит общий характер, я направляю внимание всей группы, подчеркиваю то, что необходимо исправить.

Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности: анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Решается эта задача методом обследования образца по определённой схеме; предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами её выполнения

Младшие дошкольники способны строить некоторые постройки по памяти, например: мебель.
Следовательно, я занятия веду в следующей последовательности:
-дети вспоминают, какую мебель они строили?
-из каких деталей?
-Я показываю различные образцы; столы, стулья, диваны.
-затем убираем их.
Дети строят 2-4 постройки на выбор, в основном воспроизводят образцы. Однако
Некоторые дети возводят конструкцию по-своему. Я всегда поощряю автора и демонстрирую его изделие всей группе.
Каждое занятие по конструированию я заканчиваю играми чтением стихов, потешек. Я игрушку использую в активных методах для развития дошкольника.

Именно игрушка побуждает ребенка строить дом для зайки, которого обидела лиса, кроватку для Мишутки. Малыши только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки ( высота, длина, ширина), соотносить их между собой. Поэтому дети получают игрушки, соответствующие размерам их построек. Подводя итог, я обязательно отмечаю для себя не только результат деятельности, но и сам процесс:
Как дети рассматривали образец?
Как подбирали материал?
Какие действия были в ходе работы?
Какие допускали ошибки?

Главное ребенок теперь может самостоятельно подолгу заниматься строителем, а взрослым необходимо поощрять: творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строили, следовательно, нам педагогам нужно будет знакомить с архитектурными шедеврами и сохранять интерес к деятельности.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.