Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС: уголок изобразительной деятельности и художественного труда

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС: уголок изобразительной деятельности и художественного труда

Авторы:Попова Екатерина Рафаиловна,
Хахалева Нина Константиновна
Воспитатели
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 295 Красноармейского района Волгограда»

Хотим поделиться своим опытом по созданию уголка изобразительной деятельности и художественного труда в соответствии ФГОС.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей детского возраста. Каждый ребенок по своей природе — творец. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни, эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Мы работаем в подготовительной группе по программе «Радуга» программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада" под редакцией Т.И. Гризик, ТН. Дороновой, Е.В. Соловьевой, С.Г.Якобсон, соответствующей ФГОС дошкольного образования, направленной на развитие ребенка во всех образовательных областях. Также, мы используем парциальные программы: И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду», И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду».

Целью создания уголка изодеятельности в нашей группе явилось горячее желание и потребность создать обстановку для творческой активности детей, стремление к побуждению самостоятельной художественной деятельности дошкольников, что является очень актуальным фактором в наше время повальной увлеченности подрастающего поколения компьютерными играми и телевидением.

Поставленные перед нами задачи:
1. Формирование у дошкольников творческой активности, направленной на развитие изобразительной деятельности.
2. Создание максимально комфортных условий для развития у детей творческих способностей.
3. Помощь детям в получении возможности самовыражения в разнообразных видах художественной деятельности.

Для развития детского художественного творчества в нашей группе созданы максимально комфортные условия. Одним из главных принципов построения пространственной среды для нас является доступность материалов для детей, возможность самостоятельного их использования дошкольниками, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие предоставленных материалов.

Уголок изобразительного творчества находится в хорошо освещенном месте группы.
В оформлении уголка использован детский дизайн, что выражено в регулярно сменяемых выставках и экспозициях детского творчества.

Используется разнообразный изобразительный материал, сменяемый в соответствии с изучаемой тематикой, праздниками, временами года, знаменательными событиями.
Материалы и художественные принадлежности находятся в доступных для самостоятельной деятельности детей местах.

Нами создана «Полочка красоты»-своеобразный музей, где выставлены предметы русского народно-прикладного искусства: изделия из Хохломы, Гжели, Полхово-майдановской росписи и др.

Также в уголке находятся образцы из глины, лакированного пластилина, соленого теста стилизованные под народные дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки.
Присутствует в изобразительной зоне и уголок художественного труда: образцы тканей, нити, тесьма, ленты, разнообразные блестки, стразы и паетки для декорирования изделий, коллекция пуговиц, коллекция различных штампиков как для нетрадиционного рисования, так и для оттисков на соленом тесте.

Особое место в деятельности детей по художественному труду занимает тестопластика, это направление, так же как и народное искусство мы считаем приоритетными в своей работе с дошкольниками т. к. эти виды творчества открывают неисчерпаемые возможности для развития фантазии и креативности детей. В свободном доступе находятся ингредиенты для замешивания соленого теста, которое мы осуществляем в совместной деятельности; дощечки, скалочки, разнообразные формочки, лекала для силуэтного вырезания теста, фольга для формирования каркасной лепки, природный материал, блестки и стразы для декорирования доступны в любой момент для самостоятельной деятельности дошкольников.
В наличии присутствуют образцы различной техники изобразительного творчества и лекала, с которыми дети легко осуществляют свои художественные замыслы.

Краски: акварель, гуашь, акриловые по рисованию на деревянных и стеклянных поверхностях, фломастеры, карандаши цветные и простые, мелки акварельные, восковые, обычные, клей и цветная бумага различной фактуры, картон цветной и белый, бумага для рисования различного формата, кисти для рисования и аппликации присутствуют в нашем уголке постоянно и в свободном доступе.

Детки любят заниматься нанизыванием бус и осваивают азы бисероплетения, поэтому в изобразительной зоне находятся контейнеры с бусинами и бисером, нить- леска, схемы бисероплетения.

Для поделок из бросового материала в уголке находится целая коллекция: пробки, коктейльные трубочки, пластиковые и бумажные стаканчики и др.

Нами создана Игротека, где расположены дидактические игры, некоторые из которых созданы совместно с детьми:
1. «Собери в целое»(разрезные картинки-рисунки хохломской, гжельской, русской этнической росписи).
2. «Наряди Марусю» (история русского костюма в нарядах куклы).
3. «Составь узор» (развитие композиционных умений, ритма).
4. «Укрась рубашку» (композиция, ритм).
5. «Веселая палитра» (работа с цветом).
6. «Назови промысел» (названия народных промыслов).
7. «Назови жанр» (названия изобразительных жанров).
8. «Волшебный экран» (перевод рисунка через стекло).
9. «Голубая Гжель» (композиция, ритм).
10. «Золотая Хохлома» (композиция, ритм).
11."Обводилки" (работа с линией).

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы, своевременное внесение наглядных материалов-книг, энциклопедий, альбомов декоративно-прикладного искусства, наборы открыток, детской иллюстрированной литературы, которую мы используем для формирования у детей умения самостоятельно работая с книгой, добывать нужную информацию.
В уголке присутствуют альбомы с репродукциями известных художников, портреты самих художников с описанием их биографии, названий созданных шедевров в жанрах с которыми они работали (живопись, скульптура, архитектура).

В распоряжении детей находятся удобные мольберты, что обеспечивает полифункциональность и трансформируемость развивающей среды группы (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и изменений игровой среды в зависимости от образовательной ситуации).

Совместно с родителями нами проведены проекты: «Золотая Хохлом краше нет нигде тебя», «Русский народный костюм», конспекты занятий «Узоры Золотой Хохломы», «Знакомство с русским костюмом», «Краски теплой осени», с которыми мы принимали участие в районных и российских конкурсах и занимали призовые места.

Для работы с родителями выставляются ширмы: «Гжель", «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома». Консультации: «Рисовальные игры», «От простого к сложному» (техника рисования цветов, птиц, животных).

И конечно одним из приоритетных функций нашего уголка является его безопасность и надежность соответствующая всем нормам СанПиНа-13.

Литература
используемая в работе с детьми в уголке изодеятельности:
Т.Н.Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет», изд-во «Просвещение» 2017г.
Т.Н.Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», изд-во «Просвещение» 2006 г.
А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество», изд-во «Просвещение» 2006 г.
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа.», издательский дом «Цветной мир» 2011 г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.» изд-во «Карапуз-дидактика» 2010 г.
И.А.Лыкова «Декоративное рисование 5-12 лет» издательский дом «Цветной мир» 2011 г.
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика.», изд-во «Карапуз-дидактика» 2009 г.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.