Моделирование при обучении чтению детей младшего и среднего дошкольного возраста (план-программа с пояснением)

Моделирование при обучении чтению детей
младшего и среднего дошкольного возраста
(план-программа с пояснением)

Автор: Карамышева Татьяна Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОО детский сад № 17 «Радость», г. Верхняя Пышма, Свердловской области

Тематическое планирование
Кружок «Читайка»

(Формирование предпосылок учебной деятельности через развитие интеллектуальных качеств дошкольника как условие позитивной социализации выпускника детского сада.
Моделирование при обучении детей чтению)

Пояснительная записка.
Мы все хорошо знаем, насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как порой трудно приходится первокласснику. На этапе завершения дошкольного образования родители начинают активно подготавливать детей к обучению в школе. Нередко отбивая у детей интерес и желание стать школьником. Необходимо понять, что дать ребенку знания по математике, азбуке, окружающему миру можно с раннего возраста, при этом лишь фантазируя и общаясь.
Мои наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что ребята умеющие читать чувствуют себя более уверенно. Они легче втягиваются в процесс обучения в школе, им комфортнее на новой ступени образования. Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему.
Многие педагоги и психологи утверждают, что дети младшего дошкольного возраста более обучаемы чтению. По утверждению А. А Венгер и С. В Мухиной: «Дети 4-5 летнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия».
Психология свидетельствует об особом «чутье» ребенка 4-5 летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое «чутье» несколько ослаблено, ребенок, как говорит Д.Н Богоявлинский, как бы теряет свои лингвистические способности. Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Л. С Выготский отмечает: «Развитие ребенка определяется не только созревшими чертами его личности, но и теми психическими процессами, которые находятся в стадии созревания». Л. С Выготский пишет: «Исследования показывают, что для всех процессов воспитания и образования наиболее существенными оказываются именно эти и находятся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процесса».
В раннем дошкольном возрасте начинается развитие речи ребенка. Уже в первой младшей группе ребенок начинает говорить отдельные слова, некоторые выражения, дети могут даже научиться читать.
Психологи в своих исследованиях обнаружили, что главное в развитии образного мышления и воображения- выявление и совершенствование способностей к замещению и наглядному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых невозможна человеческая деятельность. А складываться эта способность начинает, как показал швейцарский психолог К. Пиаже, в дошкольном возрасте.

Задачи:
Научить детей читать
Научить детей пользоваться подручными материалами при моделировании букв
Обучить грамоте детей- дошкольников, обеспечить возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.
Развивать мелкие мышцы руки, для подготовки к письму прописных букв использовать прием штриховки шаблонов. Учить построению различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонных «линеек», их штриховок; с этой же целью использовать книжки-раскраски.
Особое внимание уделить воспитанию любви к родителям и родным; формировать уважительное и внимательное отношение к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости; развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений; обучение логичному и последовательному построению описания, умению задавать вопросы; совершенствовать культуру речи детей, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения, обучение плавному слоговому чтению слов и любознательности детей.
Обеспечить постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию.

Звуки
Научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуки в словах- совершенствовать дикцию отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

Слово
Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей- учить правильно употреблять слова- названия предметов, действий и объяснения их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова- названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, сутки).
Работа над предложением и устной речью.

Обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Занятие 1.
Тема занятия: «Песенка Аленки» (Звук «а», буква «А»)
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «а» и его символом- буквой «А». Учить детей правильно держать карандаш. Развивать мелкую моторику.
Материалы, оборудование: Листы бумаги, карандаши, мел, доска. Картинка, где нарисована Аленка, кукла.

Занятие 2.
Тема занятия: Модель буквы «А»
Цель, задачи: Учить выкладывать из желудей букву «А»
Материалы, оборудование: Желуди

Занятие 3.
Тема занятия: «Песенка паровозика» (звук «у» и буква «У»)
Цель, задачи: Закрепить знания о букве «А» и его символах, познакомить детей с новым звуком «у» и его символом «У»
Материалы, оборудование: Рисунок «паровоз с вагонами», лист, где нарисована улитка и буква «У», мел, доска

Занятие 4.
Тема занятия: Моделирование букв А, У
Цель, задачи: Закрепить знания о символах «А», «У». Моделировать их используя клей и крупу
Материалы, оборудование: Клей, крупа пшеничная

Занятие 5.
Тема занятия: Соединение двух букв А и У
Цель, задачи: Закрепить знания о буквах «А» и «У». Учить соединять две буквы. Учить беречь природу.
Материалы, оборудование: Мел, доска, схемы

Занятие 6.
Тема занятия: Модели слов АУ и УА
Цель, задачи: Учить использовать крупу в создании моделей слов. Развивать мелкую моторику.
Материалы, оборудование: Крупа, клей

Занятие 7.
Тема занятия: «Песенка теленочка»
(звук «м», символ буква «М»)
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «м» и его символом; продолжать учить детей соединять буквы в слог. Прививать любовь к животным.
Материалы, оборудование: Картинки с изображением коровы, теленочка, мел, доска

Занятие 8.
Тема занятия: Модель буквы «М»
Цель, задачи: Учить использовать пластилин при моделировании буквы «М»
Материалы, оборудование: Пластилин, картон

Занятие 9.
Тема занятия: Соединение букв в слоги, а слоги в слова
Цель, задачи: Закрепить знания детей о букве «М». Продолжать учить соединять буквы в слоги, ввести понятие «слово»
Материалы, оборудование: Мел, доска, картинки с изображением коровы и теленка

Занятие 10.
Тема занятия: Модели слогов МА, МУ, УМ
Цель, задачи: Учить детей выкладывать слоги из ракушек
Материалы, оборудование: Ракушки

Занятие 11.
Тема занятия: «Песенка страха» (звук «к», буква «К»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «к», учить соединять букву «К» с другими буквами
Материалы, оборудование: Картинка «песенки страха», мел, доска

Занятие 12.
Тема занятия: Модель буквы «К», слог КА, аппликация: «Капля воды»
Цель, задачи: Учить детей пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику
Материалы, оборудование: Ножницы, цветная бумага, белый лист бумаги

Занятие 13.
Тема занятия: «Песенка сердитого пса». Звук «р» и буква «Р»
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «р». Учить составлять из букв слоги и слова.
Материалы, оборудование: Картинка с изображением пса, мел, доска

Занятие 14.
Тема занятия: Рисование пальчиками «Символ звука «Р»
Цель, задачи: Учить рисовать букву «Р» пальцами. Развивать интерес к чтению
Материалы, оборудование: Краски, белый лист бумаги

Занятие 15.
Тема занятия: «Песенка ветра»
(звук «ш», буква «Ш»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «ш»
Материалы, оборудование: Мел, доска, картинка с изображением буквы «Ш»

Занятие 16.
Тема занятия: Рисование красками символа «Ш»
Цель, задачи: Учить рисовать букву «Ш». Развивать мелкую моторику
Материалы, оборудование: Краски, кисточки, белый лист бумаги

Занятие 17.
Тема занятия: Закрепление знаний о букве «Ш»
Цель, задачи: Закрепить знания о букве «Ш». Учить соединять с другими буквами
Материалы, оборудование: Доска, мел

Занятие 18.
Тема занятия: Аппликация «Шар»
Цель, задачи: Учить детей вырезать из квадрата круг, аккуратно наклеивать на лист бумаги
Материалы, оборудование: Цветная пленка, ножницы, белый лист бумаги

Занятие 19.
Тема занятия: «Песенка самовара» (звук «с», буква «С»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «с». Учить соединять букву «С» с другими буквами
Материалы, оборудование: Картинка с изображением самовара, мел, доска

Занятие 20.
Тема занятия: Моделирование буквы «С»
Цель, задачи: Учить использовать природный материал (ракушки, камни, желуди)
Материалы, оборудование: Ракушки, камни, желуди

Занятие 21.
Тема занятия: «Песенка поющего ротика»
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «о». Учить читать новые слова
Материалы, оборудование: Рисунок с изображением буквы «О», поющие дети

Занятие 22.
Тема занятия: Рисование фломастерами буквы «Н» «Песенка комара»
Цель, задачи: Учить детей рисовать букву «Н». Лестница с одной ступенькой
Материалы, оборудование: Фломастеры, кукла Аленка, лист бумаги

Занятие 23.
Тема занятия: Закрепление знаний детей о буквах С, О, Н
Цель, задачи: Закрепить знания детей о буквах. Учить детей соединять буквы с другими и читать с ними слова
Материалы, оборудование: Листы бумаги, карточки со слогами, мел, доска

Занятие 24.
Тема занятия: «Песенка жеребенка» (звук «и», буква «И»)
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «и» и его символом. Прививать любовь к домашним животным
Материалы, оборудование: Картинка с изображением жеребенка, листы бумаги

Занятие 25.
Тема занятия: Модель буквы «И». «Горка»
Цель, задачи: Учить детей лепить из пластилина букву «И»
Материалы, оборудование: Пластилин, картон

Занятие 26.
Тема занятия: «Песенка самолета» (звук «л», буква «Л»)
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «л» и его символом. Рассказать детям о съедобных грибах Картинка с изображением самолета, «колокольчики», «ландыш»

Занятие 27.
Тема занятия: Модель звука «л»
Цель, задачи: Учить детей придумывать слова со звуком «л». Моделировать букву «Л» из желудей
Материалы, оборудование: Желуди

Занятие 28.
Тема занятия: «Песенка автобуса» Буква «В»
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «в» и его символом. Учить детей беречь природу и все живое в ней
Материалы, оборудование: Стулья, рисунок с изображением автобуса, карточки со словами

Занятие 29.
Тема занятия: Модель буквы «В» (камни)
Цель, задачи: Закрепить знания о букве «В». Учить читать новые слова с этой буквой. Выкладывание из камней буквы «В»
Материалы, оборудование: Камни

Занятие 30.
Тема занятия: «Песенка осы» Буква «З»
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «з» и его символом. Учить соединять букву «З» с другими буквами
Материалы, оборудование: Картинка с изображением ос, буквы «З»

Занятие 31.
Тема занятия: Закрепление знаний о буквах «З» и «В». Модель буквы «З» (проволока)
Цель, задачи: Закрепить знания о буквах «В» и «З». Учить читать новые слова с этими буквами. Отличать звук «з» от звука «с»
Материалы, оборудование: Проволока

Занятие 32.
Тема занятия: Закрепление знаний детей о буквах «В» и «З». Игра «Прочитай со мной»
Цель, задачи: Закрепить знания о буквах «В» и «З». Учить читать слова с этими буквами. Отличать звук «з» от звука «с»
Материалы, оборудование: Карточки со словами, мелки, доска

Занятие 33.
Тема занятия: «Песенка рыбки» (звук «п», буква «П»)
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком «п» и его символом. Учить читать слова с этой буквой
Материалы, оборудование: Картинка с изображением рыб, карточка с буквой «П»

Занятие 34.
Тема занятия: «Предложение». Модель буквы «П» (выкладывание из семян)
Цель, задачи: Дать понятие о предложении, закреплять знания о букве «П». Учить читать слова и предложения
Материалы, оборудование: Карточки со слогами и словами, семена, картон, пластилин

Занятие 35.
Тема занятия: «Песенка козы и козленочка» (символы звуков «е» и «ё»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символами звуков «е» и «ё». Учить читать слова с этими буквами. Прививать любовь к животным
Материалы, оборудование: Картинка с изображением козы и козленочка, карточки со словами

Занятие 36.
Тема занятия: Закрепление знаний о буквах «Е» и «Ё». Моделирование (пуговицы)
Цель, задачи: Закрепить знания о буквах «Е» и «Ё». Учить отличать буквы, читать с ними новые слова
Материалы, оборудование: Фишки, пуговицы

Занятие 37.
Тема занятия: «Песенка трактора» (символ звука «т»)
Цель, задачи: Закреплять знания детей о злаках, дать понятие об озими
Материалы, оборудование: Знаки, картинки с изображениями птиц: сорока, грач, галка

Занятие 38.
Тема занятия: Модель буквы «Т»
Цель, задачи: Учить детей выкладывать символ звука «т» из семечек. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания детей о букве «Т»
Материалы, оборудование: Пластилин, картон, семечки

Занятие 39.
Тема занятия: «Песенка дятла» Знакомство с символом звука «д»
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «д». Дать знания о дятле
Материалы, оборудование: Картинка «Дятел»

Занятие 40.
Тема занятия: Модель буквы «Д»
Цель, задачи: Учить выкладывать букву из спичек. Закрепить знания о букве «Д». Учить соединять с другими буквами
Материалы, оборудование: Спички

Занятие 41.
Тема занятия: «Песенка жука» (звук «ж», буква «Ж»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «ж». Учить соединять букву «Ж» с другими буквами
Материалы, оборудование: Картинка «Жук», карточка с буквой «Ж»

Занятие 42.
Тема занятия: Модель буквы «Ж» (камни)
Цель, задачи: Дать понятие о жуках, закрепить знания о букве «Ж». Учить различать «ш» и «ж»
Материалы, оборудование: Камни

Занятие 43.
Тема занятия: «Песенка ежика» (звук «х», буква «Х»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «х». Учить соединять с другими буквами
Материалы, оборудование: Картинка с изображением ежика, карточка с буквой «Х»

Занятие 44.
Тема занятия: Модель буквы «Х»
Цель, задачи: Учить детей печатать эту букву
Материалы, оборудование: Фломастеры, лист бумаги

Занятие 45.
Тема занятия: «Песенка кузнечика» (звук «ц», буква «Ц»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «ц». Учить детей читать слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Картинка с изображением кузнечика, карточка с буквой «Ц»

Занятие 46.
Тема занятия: «Песенка колосьев» (звук «щ», буква «Щ»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «щ». Учить детей читать слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Картинка с изображением колосьев, магнитная доска, буквы на магнитах

Занятие 47.
Тема занятия: Модели слов
Цель, задачи: Учить работать с азбукой и магнитной доской, составлять слова
Материалы, оборудование: Магнитная доска, буквы на магнитах

Занятие 48.
Тема занятия: Знакомство с символом звука «э». «Песенка эха»
Цель, задачи: Познакомить детей со звуком и буквой «э». Учить детей составлять слова с этой буквой и читать их.
Материалы, оборудование: Доска, мел, картинка с изображением мальчика, карточка с буквой «Э»

Занятие 49.
Тема занятия: Модель буквы «Э» (пластилин)
Цель, задачи: Учить детей лепить из пластилина букву «Э»
Материалы, оборудование: Пластилин, картон

Занятие 50.
Тема занятия: «Песенка воробья» (звук «ч», буква «Ч»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «Ч». Учить детей читать слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Доска, мел, картинка с изображением воробья, карточка с буквой «Ч»

Занятие 51.
Тема занятия: Закрепление знаний о буквах «Э» и «Ч»
Цель, задачи: Учить читать слова и слоги с буквами «Э» и «Ч». Учить использовать проволоку для моделирования букв.
Материалы, оборудование: Проволока

Занятие 52.
Тема занятия: «Песенка клоуна» (буква «Я»)
Цель, задачи: Познакомить детей с буквой «Я». Учить детей читать слоги и слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Рисунок с изображением клоуна, карточка с буквой «Я»

Занятие 53.
Тема занятия: «Песенка пистолета» (звук «б», буква «Б»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «б». Учить изображать букву «Б» при помощи пальцев
Материалы, оборудование: Рисунок с изображением пистолета. Схема написания буквы «Б»

Занятие 54.
Тема занятия: Модель буквы «Б» (ракушки)
Цель, задачи: Учить детей использовать природный материал при моделировании буквы «Б». Закрепить знания о букву «Б»
Материалы, оборудование: Ракушки

Занятие 55.
Тема занятия: «Песенка гуся» (звук «г», буква «Г»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «г». Учить детей четко проговаривать звук, читать слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Картинка с изображением гуся и буквой «Г»

Занятие 56.
Тема занятия: Игра «Узнай букву» (на ощупь)
Цель, задачи: Учить детей узнавать буквы на ощупь, правильно произносить звуки
Материалы, оборудование: Нашитые на картон пуговицы (модели букв)

Занятие 57.
Тема занятия: «Песенка сердитой кошечки» (звук «ф», буква «Ф»)
Цель, задачи: Познакомить детей с символом звука «ф». Учить детей читать слоги и слова с этой буквой. Прививать любовь к животным
Материалы, оборудование: Картинка с изображением кошечки, карточка с буквой «Ф», мел, доска

Занятие 58.
Тема занятия: Закрепление букв «Ч», «Г», «Ф». Модель буквы «Ф» (свеча, краски)
Цель, задачи: Учить разгадывать загадки, читать отгадки
Материалы, оборудование: Краски, листы с написанными свечой буквами, карточки с отгадками

Занятие 59.
Тема занятия: Буква «Ь», мягкий знак. Игра «Азбука»
Цель, задачи: Учить детей играть в игру «Азбука». Развивать мышление, память
Материалы, оборудование: «Азбука» буква+ картинка+ слово

Занятие 60.
Тема занятия: Модель буквы «Ь»
Цель, задачи: Учить использовать конструктор в изготовлении модели буквы «Ь»
Материалы, оборудование: Конструктор (мелкий)

Занятие 61.
Тема занятия: Знакомство с буквой «Ъ» (твердый знак)
Цель, задачи: Познакомить детей с буквой «Ъ». Учить детей читать слова с этой буквой.
Материалы, оборудование: Картинка с изображением фокусника, карточки с «Ь» и «Ъ»

Занятие 62.
Тема занятия: Модель буквы «Ъ» (мозаика)
Цель, задачи: Учить использовать мозаику при моделировании «Ъ». Развивать мелкую моторику
Материалы, оборудование: Мозаика

Занятие 63.
Тема занятия: Итоговое занятие
Цель, задачи: Показать чему дети научились за все время обучения чтению
Материалы, оборудование: Карточки с буквами, картинки с изображениями песенок

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.