Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий языка

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий языка с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Практическое употребление относительных прилагательных»

на материале лексической темы «Продукты питания"

Подготовила и провела: Гвоздева Т.С.
учитель-логопед первой квалификационной категории
МАДОУ №29 «ДЮЙМОВОЧКА» Г БЕЛЕБЕЙ

Цель. Обучение детей образованию и употреблению относительных прилагательных от названий продуктов питания.

Коррекционно-образовательные задачи. Учить образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания, практически употреблять их в речи. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи. Расширить знания детей о молочных продуктах, о ценности молока и влиянии его на состояние здоровья. Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов. Активизировать словарный запас по теме: « Продукты питания». Пополнить знания детей о способах приготовления производных молока в домашних условиях. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя приём мнемотехники. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной в опытно – экспериментальной деятельности.

Оборудование. Экран, проектор, ноутбук, проигрыватель, презентация «Молоко», «Далеко-далеко», магнитная доска, предметные картинки по теме, маслобойка, сепаратор, необходимая посуда, молочные продукты.

Скачать презентацию к занятию >>

1. Организационный момент:

Слайд №1 (солнышко)
У меня сегодня очень хорошее настроение, потому что я приготовила для вас много интересного. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки и я поделюсь с вами хорошим настроением, через наши тёплые ладошки. Поднялось настроение? Ну тогда начнём…
Слайд №2 (чашка)

Посмотрите, это моя любимая чашка. А хотите узнать, что в ней?
Ответ узнаете, отгадав загадку.
Что полезно, всем известно,
Я ответ найду легко
На моей любимой чашке
Нарисованы ромашки
Ну а в чашке … (молоко)

2. А кто же нам даёт молоко?

Слайд 3 (корова)
 — Если молоко дала корова, то оно чьё?
 — Молоко коровье.
Приготовьте пальчики, поиграем…
Пальчиковая гимнастика:
Я коровушку свою (изображают рога, качают головой)
Ранним утром подою (имитация)
Я поглажу ей бока (гладят)
 — Дай детишкам молока (руки чашечкой)
Слышится мычание коровы (входит корова)
Слайд 4 (луг)
Корова: Здравствуйте ребята! Меня зовут Йондоз. В переводе с башкирского языка – «Звёздочка». Я живу в Белебеевском районе республики Башкортостан. Целый день я пасусь на лугу, жую свежую травку и полевые цветы, которых очень много на сочных лугах Башкортостана, что бы моё молоко было вкусным и полезным.
Слайд 5 (сено)
Зимой травка исчезает. Но к счастью летом фермеры делают запас сухой травы-сено. А ещё мне дают зерно и овощи
Слайд 6 (доярка)
Утром и вечером меня доят.
Слайд 7 (молокозавод)
Молоко отвозят на молочный комбинат города Белебея, где из молока делают разные молочные продукты.
 — Вот так корова. Сколько интересного она нам рассказала. А давайте вместе с коровой песенку споём.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 (песня «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…»)
Корова: Ой, как мне ваша песенка понравилась! А я хочу угостить вас тёплым парным молоком.
 — Спасибо

3. Дети рассматривают молоко.

Дидактическое упражнение «Молоко какое?»
Слайд 8 (молоко)
 — Молоко, какое по цвету? Молоко белое.
 — Если молоко льётся, то оно какое? Молоко жидкое.
 — Соломинку в молоке видно? Значит молоко какое? Молоко не прозрачное.
 — Ещё молоко какое? Молоко полезное, вкусное.
А ещё молоко волшебное…
Им можно рисовать. Сейчас мы нарисуем в подарок для нашей коровы цветок.
(рисуют) Слайд 9 (цветок)
Но волшебство проявится не сразу, нужно подождать, пока наши рисунки подсохнут.

4. А мы пока поэкспериментируем.

• Мы все любим пить чай со сливками. А что, сливки тоже даёт корова?
Оказывается, корова даёт молоко, а из молока можно сделать сливки. Для этого существует умная машина – сепаратор, которая разделяет молоко на сливки и нежирное молоко. Если налить в сепаратор молоко и включить его, то в одну посуду польются сливки, а в другую – молоко без жира.
(показывает)

Теперь с этими сливками можно пить чай.
Знаете ли вы, какие продукты делают из молока?
Дидактическая игра «Молочные продукты»

Дети выбирают среди картинок «Продукты питания» только продукты из молока.
Называют их.

Если продукты сделаны из молока, значит они какие? Молочные продукты.

• Раньше в деревнях в каждом доме было несколько коров, и обязательно была маслобойка. Приспособление для приготовления масла.
Оказывается, сначала из молока делают сливки. А потом эти сливки настаиваются несколько дней, густеют. Далее сливки сбивают в специальной маслобойке.

(показ маслобойки)
Сегодня люди пользуются современными электрическими маслобойками. Вначале из сливок образуются крупинки, затем они собираются в комочки, и вот уже образовалось масло.

слайды 10-11

Очень вкусное свежее масло из сливок. Если масло из сливок, значит оно какое?

• Если молоко постоит в комнате, оно быстро закисает. Получается простокваша , похожая на кефир. А если в неё добавить фрукты, варенье, сахар, то получится йогурт.

(демонстрирует, с помощью блендера)

• А можно ли сделать творог в домашних условиях?
Оказывается очень просто.
Смотрите, берём простоквашу и ставлю её на плиту. Нужно варить её несколько минут, затем остудить.
(Мы попросим это сделать наших помощников).

Говорят, что молоко очень полезное. А как об этом узнали? Оказывается, учёные провели опыт на мышах.

Слайд 12
Двух , только, что родившихся братьев мышат, Федю и Сеню посадили в разные клетки и стали кормить разной пищей.

Слайд 13
Федю кормили мясом и зерном,

Слайд 14

а Сеню мясом, зерном, молоком и творогом.

Слайд 15

Через месяц мышат было не узнать. Федя почти не вырос, был слабеньким, грустным, его шерстка вылезала клочьями.

щелчок

А Сеня был в два раза больше своего брата, он вырос игривым, весёлым, его шерстка блестела.

Почему Федя не вырос, как его брат?
Как ты думаешь? Вы согласны с (имя ребёнка
Как же ему можно помочь, чтобы поправить его здоровье?

Слайд 16

Ученые так и сделали. Они добавили в питание Феди молочные продукты. И вскоре Федя стал таким же весёлым, игривым и здоровым, как Сеня.

• А вот и наш творог. Простокваша при высокой температуре свернулась в комочки. Теперь нужно процедить. Это творог. А оставшаяся жидкость – это сыворотка.

А где же наши рисунки?
Молоко высохло. Его совсем не видно.
А вот и обещанное волшебство: Я проглаживаю листы бумаги горячим утюгом и проявляются нарисованные нами цветы.

5.Итог:

Наши исследования показали, что из молока можно сделать много других молочных продуктов.
Слайд 17 (молочные продукты)
Доказали, что молоко полезно для здоровья.
Слайд 18 (мыши)
Давайте составим цепочку появления молочных продуктов:
Слайд 19 (цепочка) по щелчку
Чтобы добыть молоко, нужна… корова.
Корова жуёт сочную ...травку
И даёт …молоко.
Из молока делают разные молочные продукты, такие, как…
Молочные продукты вкусные и полезные. Ешьте их на здоровье.
Слайд 20 (корова)

Шлёт привет вам всем корова:
-Пейте, дети, молоко
Будете … здоровы.
Эту коровку из воздушных шариков, я дарю вам.
А сейчас я хочу угостить вас йогуртом.

Скачать презентацию к занятию >>

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.