Игра как основная форма педагогического процесса

Консультация для родителей
«Игра как основная форма педагогического процесса»

Автор: Хилькевич Ольга Александровна
Воспитатель второй квалификационной категории
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад компенсирующего вида №400,
города Омска, Омской области

Так как игра — основной вид деятельности ребенка. Это свободная и само¬стоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс иг¬ры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изме¬нения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они — особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельно¬сти. Это — осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой при¬родой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. Говоря

о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неиг¬ровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основ¬ном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувст¬вами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра все¬гда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра — вид деятельности, мотив которой за¬ключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы огра¬ниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, же¬лание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать ши¬рокие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собст¬венной практической деятельности, а сделать это он может с помощью услов¬ных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управ¬лять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные жела¬ния ради поддержания совместной игры.

С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по пробле¬мам игры: «Игры учащихся — феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают все как бы втроем: их разум, их подсоз¬нание, их фантазия — все это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Игра, явля¬ется, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой — источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.