Ознакомление с малыми фольклорными формами
(загадки, скороговорки, колыбельные)
Автор: Гасай Анастасия Сергеевна
Воспитатель второй квалификационной категории
Муниципальное казённое учреждение социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Полярная звезда» г.Новокузнецк, Кемеровская область.
Задачи:
— познакомить с жанром загадки;
— помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
— рассказать о жанрах скороговорки;
— научить четко произносить скороговорки, придумывать не¬большие истории по их сюжету;
— объяснить назначение и особенности колыбельной песни.
Оборудование: «чудесный» мешочек; игрушки — белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.
Ход занятия:
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая «чудесный» мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.
Воспитатель. Как можно узнать об этом?
Дети. Угадать, пощупать, достать из мешочка.
Воспитатель. Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т.е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.
Отгадайте загадки.
Маленький рост.
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети. Мышка.
Воспитатель. Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Дети отвечают.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети. Белка.
Воспитатель. Как вы поняли, что это белка?
Дети отвечают.
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Дети. Зайчик.
Воспитатель. Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?
Дети отвечают.
Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка — это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называет¬ся, а только описывается.
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка». Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов «чистоговорка», «скороговорка». Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.
Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?
Воспитатель поет колыбельную.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медлен¬ные? Почему?
Дети отвечают.
В заключение можно прочитать детям колыбельную К. Кулиева.
Дремлет конь в соседстве с мячиком.
В медном кране спит вода.
Кот, свернувшийся калачиком,
Спит у печки, как всегда.
За стеною ходит маятник,
Смотрит месяц к нам в окно.
Спи скорее, мальчик маленький,
Детям спать пора давно!
Подведение итогов занятия.