Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса в ДОУ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

Автор: Бауэр Иннесса Евгеньевна
Старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»
р.п. Полтавка, Омской области
e-mail для связи с автором: [email protected]

Здоровье – это состояние полноценного физического, психологического и социального благополучия.
/ Всемирная организация здравоохранения /

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущее значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка как в семье, так и в образовательном учреждении.

Сегодня большинство детей дошкольного возраста нуждается в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. От эффективности этих мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребенка, его здоровье, физическое и психическое развитие, возможность получения полноценного образования. Состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости ДОУ не могут быть реализованы учебно-воспитательные программы. Таким образом, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.
В условиях нашего ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно-оздоровительной работы, предполагающий формирование ценностных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка.

В нашем ДОУ – 6 групп, посещает 145 детей. Работаем по трем программам: программа «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина/, программа «Развитие» под ред. О.М.Дьяченко, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Основное направление – это охрана и укрепление здоровья детей. В решении данного вопроса принимают участие воспитатели, медицинские работники, родители. Каждый учебный год ставилась задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье.
Физкультурное занятие – это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. На занятиях осуществляется индивидуально — дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.

Для занятий с детьми в зале имеется необходимое оборудование: гимнастическая стенка, тренажеры, маты, сухой бассейн для малышей, обручи всех размеров, мячи, гимнастические палки и др. Для активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе используются: велосипеды, самокаты, лыжи для занятий зимой, бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные и волейбольные мячи, скакалки. В каждой группе оформлен «Уголок для спортсмена», где имеется необходимое оборудование. При использовании спортивно-игрового оборудования на занятиях создаются вариативные и усложненные условия для выполнения различных физкультурных упражнений, благодаря чему дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность. Участие в подвижных и спортивных играх ( баскетбол, бадминтон, ходьба на лыжах) способствует формированию у детей умения решать двигательные задачи.

В нашем детском саду проводятся как традиционные, так и новые виды физкультурных занятий:
— интегрированные ( физическая культура – экология, физическая культура – музыка – изобразительная деятельность – экология, физическая культура – театр);
— имитационно-театрализованные;
— занятия на спортивном комплексе и тренажерах.
Нетрадиционные занятия позволяют детям овладевать целыми комплексами упражнений, способствующих развитию силы, скоростно-силовых качеств и выносливости.
Педагогами детского сада проводятся разнообразные мероприятия, которые помогают в оздоровлении ребенка.
Двигательный режим в ДОУ начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня системы организма. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки, что служит закаливающей процедурой.
Весной, летом, осенью, если позволяют погодные условия зарядка проходит на свежем воздухе. Прогулки проходят два раза в день с подвижными играми.
Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на две недели. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, дыхательные упражнения. В каждой группе имеются массажные дорожки, сделанные воспитателями. Двигательный режим детей насыщен играми, музыкальными развлечениями, спортивными играми. Летняя оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий. В режиме предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. К закаливающим мероприятиям добавляется обливание ног водой.
Физкультурно – оздоровительная работа осуществляется путём создания благоприятных санитарно – гигиенических условий, соблюдения режима дня, полноценного питания, ежедневного пребывания на свежем воздухе, проведения закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных соревнований. Диагностические исследования физического развития детей показали, что к концу года его уровень повышается за счёт регулярно проводимых мероприятий.

Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду «Родничок»

Первая половина дня Вторая половина дня
П
0
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Утренняя гимнастика.
Физкультура.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия.
Информационный стенд «Оздоравливаем вместе!»
Оздоровительный бег, спортивные упражнения на прогулке.
Подвижные игры с бегом на формирование двигательного воображения. Гимнастика пробуждения.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Психологическая помощь в общем развитии.
Умывание холодной водой.
Контрастные воздушные ванны.
Полоскание рта и горла.
Игры на развитие способностей к двигательной режиссуре.
Подвижные игры с бегом на формирование двигательного воображения.

В
Т
О
Р
Н
И
К Утренняя гимнастика.
Экологическая тропа на прогулке.
Оздоровительный бег.
Дыхательные звуковые упражнения.
Музыкальное занятие.
Спортивные упражнения на прогулке.
Подвижные игры с прыжками. Гимнастика пробуждения.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Умывание холодной водой.
Контрастные воздушные ванны.
Полоскание рта и горла.
Игры на развитие обобщённых представлений о мире движений и познавательных функций движения.
Подвижные игры с прыжками.

С
Р
Е
Д
А Утренняя гимнастика.
Физкультура.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия.
Оздоровительный бег, спортивные упражнения на прогулке.
Подвижные игры с метанием и ловлей. Гимнастика пробуждения.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Умывание холодной водой.
Контрастные воздушные ванны.
Полоскание рта и горла.
Игры на формирование предпосылок двигательной рефлексии.
Музыкальный оркестр «Гусельки».
Библиотека- передвижная для родителей
«Забочусь о своём здоровье сам!».
Подвижные игры с метанием и ловлей.

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г Утренняя гимнастика.
День открытых дверей.
Музыкальное занятие.
Спортивные упражнения на прогулке.
Оздоровительный бег на прогулке.
Народные игры.
Подвижные игры с ползанием и лазанием. Гимнастика пробуждения.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Психологическая помощь в общем развитии.
Умывание холодной водой.
Контрастные воздушные ванны.
Полоскание рта и горла.
Подвижные игры с целью воспитания целостного отношения к движению как способу существования.
Подвижные игры с ползанием и лазанием на формирование двигательного воображения.

П
Я
Т
Н
И
Ц
А Утренняя гимнастика.
Физкультура на прогулке.
Оздоровительный массаж.
Игры с элементами соревнований.
Эстафеты.
Спортивные игры на прогулке.
Оздоровительный бег на прогулке.
Силовые упражнения и использование элементов спортивных игр на прогулке. Гимнастика пробуждения.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Занятия на тренажёрах.
Умывание холодной водой.
Контрастные воздушные ванны.
Полоскание рта и горла.
Психогимнастика.
Клуб «Школа для родителей»

Основной задачей медицинской сестры дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижение заболеваемости.
Медицинский работник систематически наблюдает за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонение в состоянии здоровья. Ведёт работу по организации профилактических осмотров воспитанников. Занимается санитарно-просветительской работой с воспитателями и родителями. Проводит ежедневный амбулаторный приём с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей. Проводит контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением личной гигиены воспитанниками и персоналом. Организует и проводит санитарно – противоэпидемические мероприятия. Так же проводит «День здоровья», игры, викторины на медицинскую тему. Ведёт медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культуры, наблюдает за правильным проведением мероприятий по физической культуре. Ведёт контроль за пищеблоком и питанием детей.

По результатам заболеваемости за последние три года общее количество заболевании значительно уменьшается (2008—2009г – 318, 2009—2010г – 248, 2010—2011г – 232 заболевания). Два раза в год дети проходят медицинское обследование специалистами районной поликлиники. По результатам обследования каждый из специалистов дает заключение, прогноз развития и конкретные рекомендации по укреплению здоровья каждого ребенка.

Положительная динамика состояния здоровья воспитанников (группы здоровья, заболеваемость и т.д. 2008—2009 2009-2010 2010—2011

1 группа – 42
2 группа – 63
3 группа – 10
Общее количество
заболеваний — 318 1 группа – 40
2 группа – 47
3 группа – 13
Общее количество
заболеваний — 248 1 группа – 39
2 группа – 48
3 группа – 12
Общее количество
заболеваний — 232

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Основная задача – снижение числа острых и хронических болезней у детей.
Большое внимание в ДОУ оказывают работе с родителями. Для повышения уровня педагогической компетентности родителей в области оздоровления детей проводится работа по двум направлениям: организация педагогического просвещения и сотрудничество с родителями. С этой целью создан клуб для родителей «Здоровячок». Клуб – это объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей. Цели работы клуба: пропаганда здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья. Занятия семейного клуба «Здоровячок» проводятся один раз в квартал на основе перспективного плана. Каждое занятие включает в себя:
— беседы-размышления педагога с родителями ( информационно-психологическую подготовку взрослых осуществляют психолог, старший воспитатель, медсестра);
— практикумы для родителей;
— консультации специалистов ( психолога, педиатра, инструктора по физическому воспитанию);
— совместные оздоровительные праздники, спортивные развлечения с детьми («Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортивная Олимпиада», походы-экскурсии в парк, в лес.

План работы Клуба «Здоровячок» на учебный год.

Сроки Тема занятий Содержание Литература
Сентябрь-
октябрь «Малыш подрос. Как с
ним заниматься?»
1.Сообщение инструктора по физическому воспитанию «Малыш подрос,
как с ним заниматься?»
2. Комплекс парных физических упражнений взрослого с ребёнком (старшая группа) Попова М. П.
Навстречу друг другу.
Физкультура для всей семьи.С.58-78
Ноябрь-
декабрь «Как одолеть
болезнь?» Сообщение медсестры детского сада «Закаливание в детском саду»:
— комплекс дыхательной гимнастики (средняя группа) -комплекс оздоровительных
упражнений для горла;
— профилактические упражнения
для верхних дыхательных путей;
— упражнения для закаливания носоглоток; само-массаж Кудрявцев М.П.,Е=
Егорова Б.Б.
Развивающая педагогика оздоровления.
С.170-188.
Физкультура для всей семьи. С.125.

Февраль «Мы с папой спортсмены.
Без папы никак» 1. Роль отца в воспитании ребёнка.
2. Концерт, посвящённый
23 февраля.
3. Соревнования

Дошкольное учреждение и семья стр.86
Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?
Дошкольное воспит. 1993.№4
Роль отца в
воспитании ребёнка.
Дошкольное воспит.1993.№5
Для родителей
В семье растёт дочь. Будущий мужчина, труженик, семьянин.
Каковы вы, мужчины? Хороший ли вы отец? (тесты)
Март-
апрель «Психологическое
здоровье в семье» 1.Сообщение психолога д/с
«Психологический тренинг для родителей».
2.Игра (дети, родители, воспитатели).
Я среди других. Венгер А.П. Психологическое консультирование и диагностика.

Совместная работа воспитателей, психолога, физинструктора, медицинского персонала и родителей привела к снижению уровня заболеваемости, повышается активность родителей в организации семейного досуга, направленные на оздоровление и сохранение здоровья, осознание взрослыми необходимости вести здоровый образ жизни.
Для полноценной реабилитации ребенка и укрепления его здоровья необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в ДОУ, но и в домашних условиях, поскольку положительной динамики здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медиков и родителей.

Создание системы физкультурных занятий и коррекционно– оздоровительных мероприятий помогает сделать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Эффект образовательно-оздоровительной работы – в физическом развитии детей на основе их творческой активности, самостоятельности и систематичности.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.