развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(выступление на районной педагогической конференции )

Автор: Бауэр Иннесса Евгеньевна
Старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»
р.п. Полтавка, Омской области
e-mail для связи с автором: sanay_595@mail.ru

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Наше дошкольное учреждение большое внимание уделяет экологическому воспитанию. Основным содержанием экологического воспитания в работе детского сада является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится.
Когда не было специальных программ по экологии, мы пользовались разработками авторов творческой группы при «ИРООО».

Учебный год делился на четверти, после каждой четверти проходила экологическая неделя. В дни экологических недель придерживались единной тематике. Тема проходила через все виды деятельности. Каждая экологическая неделя представляла богатый познавательный материал, который был интересен как детям, так и педагогам.
Например:

1 четверть : «Я и мир вокруг меня».
Девиз : «Что я люблю, кого, я люблю».
Тема недели : «Как прекрасен этот мир».

2 четверть : «Мой дом».
Девиз : «Кто и как к зиме готовится».
Тема недели : « Жилища братьев наших меньших».

3 четверть : «Моя улица» (лесная)
Девиз : «Читая зимние страницы».
Тема недели : «Птичья столовая», «Следы на снегу».

4 четверть : «Мой город» (путешествие по городам: лес, луг, водоем)
Девиз : «Кто живет в зимнем лесу».
Тема недели : «Я в ответе за тех, кого приручил».

5 четверть : «Моя страна» ( страна – природная зона)
Зоны : лесов, степи, пустыни, тундры и т. д.
Девиз : «Кто живет на севере, кто на юге».
Тема недели: «Как ландыш и белый мишка попали в красную книгу»

6 четверть : «Моя планета»
Девиз : «Земля наш общий дом»
Тема недели : «Береги планету»

При проведении экологических недель, получали знания о целостности живых веществ, их свойствах и потребностях, об их многообразии и особенностях приспособления к окружающей среде, росте, развитии, размножении, о взаимодействии живых существ внутри природных сообществ (лес, луг, водоем),о взаимодействии природы и человека
Сейчас наш детский сад работает по трем программам: «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой; «Развитие» под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред М.А.Васильевой. В этих программах хорошо отражено экологическое воспитание. Например: программа «Детство» в разделе социальный мир планируются занятия ( по краеведению, предметный и рукотворный мир, безопасное поведение). В программе «Развитие» в младшем возрасте занятия ( представление об окружающем, ознакомление с природой), в старшем возрасте называется развитие экологических представлений. По программе М.А. Васильевой знакомят на занятиях (ознакомление с окружающим).

В своей работе используем программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», программа Н.Н. Кондратьевой «Мы» экологическое образование детей.
В начале учебного года, начиная со 2-ой младшей группы мы проводим диагностику с целью изучение характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природным объектами. Диагностирование позволило нам выявить наиболее важные направления в работе по экологическому воспитанию и дифференцированно построить ее.
Для того, чтобы дети могли хорошо освоить программу, составили план, организовали педагогический процесс. Успех определялся, насколько системно он выстроен.

Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
1.) Занятия как специально организованная форма обучения (экскурсии, занятия)
- наблюдение за животными и растениями;
- изобразительная деятельность экологической тематики;
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
- обучение детей труду по уходу за растениями и животными;
- развитие речи ( составление рассказов о природных объектах и явлениях, описательных, сравнительных, из опыта; придумывание экологических сказок; этические беседы);
- формирование обобщенных представлений о природе ( обобщающие наблюдения, обобщающая беседа);
- классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2.) Совместная деятельность педагога и детей:
- диагностика экологической воспитанности детей;
-наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки в природу;
- игры ( дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстрации о природе;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр видиофильмов, мультфильмов;
-ведение календарей природы, дневников наблюдений;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- оформление альбомов о птицах, животных, растениях ;
- экологические досуги и праздники.

3.) Самостоятельная деятельность детей:
- самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление поделок из природных материалов, цветочных композиций; театрализованная деятельность.

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла – наблюдения, экскурсии, но и такие виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые. Например: экскурсия в осенний парк, беседы по этой теме, рисование осени, на музыкальных занятиях разучивание песен об осени.

Рисование - самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребенка к окружающей действительности, поэтому оно способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях. У ребенка возникает желание рассказать с помощью рисунков об этом другим (сверстникам, взрослым), а также способствует выработке твердой позиции – отношение к тому, о чем говорили на занятиях Широко используются занятия по развитию речи : составление описательных и сравнительных рассказов о природных объектах ( «Что я видел в лесу», «Кто живет в море», «Птицы нашего края», «Расскажи о комнатных растениях». Наши педагоги стараются использовать комплекс различных методов, включающий разнообразные исследовательские действия, элементы опытов , самонаблюдения, работу с иллюстрациями и т.д. Большое значение в педагогическом процессе отводится совместной деятельности воспитателя и детей : это различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, опыты, эксперимент, игровые обучающие ситуации (например опыты: «Выращивание растения у морковки», «Определение возраста рыбы», «Как работает термометр»), где закладывается основа экологического воспитания. В свободное время от занятий используем чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги ( « В гостях у лесовичка», «Зов джунглей», КВН - «Мы друзья природы», «Царица – водица», «По тропинке в лес пойдем» и т. д.). Например развличение «По тропинке в лес пойдем – позволяет скорректировать имеющиеся у детей первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса.

Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектам. Для этого у нас созданы в каждой группе уголки природы, экспериментально-исследовательские зоны. Содержанием развивающей среды являются экологические игры, иллюстрации и книги, дневники наблюдений, оборудование для ухода за животными и растениями, материал для исследовательской деятельности. Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности, например, предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Затем он создает ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять отношение к живому. Вопросы, появляющиеся у ребенка в ходе самостоятельного взаимодействия с природными объектами, становятся основой для организации занятий и разнообразных форм совместной деятельности воспитателя и детей.
Для родителей систематически оформляем стенды по теме: «Берегите первоцветы, «Правила поведения в лесу», «Ребенок и животные» и т. д. Проводим индивидуальные беседы, консультации, совместные экологические праздники. Из разговоров с родителями, выяснили, что дети осторожнее ведут себя в природе, бережно относятся к растениям, животным, стараются не навредить природе, бурно реагируют на негативные поступки в природе, делают замечания нарушителям, рассказывают об основных правилах безопасности.
Так, шаг за шагом, от раздела к разделу, идет освоение программы. Результатами детской деятельности является диагностика ( вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявить достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности. За последние три года результаты улучшаются, если в 2007-2008 году с высшим уровнем было 55% дошкольников, а в 2009-2010 уч. году высший уровень поднялся до 90,4%.
Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатство.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.