РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ

Автор: Зенн Лилия Владимировна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
студии эстрадного вокала «Домисольки ЯрЧаллы»
МБОУ «СОШ№19» ГДТДиМ №1, г. Набережные Челны
2016 г.

Что такое одаренность? Как определить юного гения вокального искусства?

Существует теория, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. [1, с.4 ]

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов [3, с.72 ]

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённые дети — это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Здесь можно уверенно сказать, что яркие, талантливые и самобытные дети видны сразу. Опытный педагог сможет его отличить из множества детей. Но и тем не менее, не всегда хватает одного прослушивания, что бы понять, что ребенок музыкально одарен и в чем именно проявляются его яркие стороны .

В вокальную студию приходят дети, которых можно отнести к категории одарённыхЭти дети отличаются более высокими, по сравнению с большинством, творческими способностями и вокальными возможностями их проявления; имеют активную, познавательную потребность. Так же, для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Внешнее проявление вокального творчества многообразно. Оно выражается в более быстром усвоении нового музыкального материала, в любознательности ребенка, его исследовательской активности на занятиях, ранней увлеченностью каким-либо из направлений в вокальном искусстве, например джазом. Такие дети довольно быстро осваивают сложные вокальные произведения, наполненные мелизмами и пассажами. Помимо этого, такие дети имеют гармонический слух, что позволяет им легко исполнять партии вторых и третьих голосов. И делают это мастерски и с удовольствием. Кроме этого, одаренные дети легко могут импровизировать и сочинять «подголоски» к основной вокальной партии.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. [4, с.57 ]

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
— исследовательский;
— частично-поисковый;
— проблемный;
— проективный;
Формы работы:
— классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия;
— игры.

Очень важны:
— конкурсы и фестивали;
— ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
1. выявление одаренных детей;
2. развитие творческих способностей на уроках;
3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Педагог должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать звуки и тональности, у другого — импровизировать, у третьего – сочинять партии вторых и третьих голосов, у четвертого предрасположенность к исполнению сложных пассажей наполненных украшениями и мелизмами. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. [6, с.137 ]

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя — в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку, — сверхчувствительность к проблемам. [5, с.19 ]

Как удержать одаренных детей от «звездной болезни»?

Вокальный талант, как правило, воспринимаются положительно среди сверстников, учителей, родителей и взрослых. Многие начинают хвалить, расхваливать и беспрестанно удивляться этому «чуду-ребенку».Но тут и есть главная опасность: под названием «звездная болезнь». Многим знакомы первые признаки:
— хвастливость
— не приятие критики
— разговоры о своей «уникальности и неповторимости»

Ну и в заключение, у ребенка появляется не желание двигаться вперед, трудиться и покорять новые вершины в творчестве. А зачем? Все и так уже «достигнуто».
Таких детей искренне жаль. Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда появятся первые признаки «заболевания» ребенка. Часто, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. В дальнейшем это может обернуться не малыми огорчениями и проблемами для юного таланта, а то и горестями для его близких. Если во время не проявиться должного внимания со стороны педагога и родителей, юная «звезда» может погаснуть и упасть вниз со звездного, а психологические

Обучение одаренных детей

Обучение одаренных детей всегда должно строится на индивидуальном подходе, учитывая его психо-физические особенности, его сильные, а так же слабые стороны в вокальном искусстве. При подборе репертуара нужно учитывать творческие желание и интересы ребенка, развивать их и умело вкраплять нужные знания в творческий процесс.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – творческая исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию осознанного творчества в вокальном искусстве, а также формированию мотивации к получению новых знаний и новых открытий в музыке. Принимая участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, учащиеся имеют возможность проявить не только свои вокальные и артистические способности, но и умение выступать перед аудиторией, взаимодействовать с ней. В целях поддержки интереса к вокальному искусству и развития природных музыкальных способностей используются творческие задания, экспромты и музыкальные игры. Проводятся музыкальные «угадай-ки» с элементами «мозгового штурма», музыкальные задания, где каждый может проявить свои способности.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в мастер-классах и открытых занятиях, где опытные педагоги делятся своими методиками и новыми приемами в вокальном искусстве. Музыкальные конференции и семинары различного уровня для учащихся называют «стартом в профессиональную творческую жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в самом начале открытия одаренности ребенка.
Принципиально значимым в организации учебного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но интересна и богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая творческая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к самосовершенствованию и саморазвитию в вокальном искусстве, развивает творческие способности и желанию проявлять их в различных видах творческой деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового приемов музыкального исполнения в вокальном искусстве.

Литература:

1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. — 56 с.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
5. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 . — 127 с.
6. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.