Содержание статьи
Организационно — деятельностная игра для педсовета
«Системно – деятельностный подход в формировании и развитии
универсальных учебных действий. Урок как система»
Автор: Наталья Николаевна Покровкова
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 2 города Гагарина Смоленской области
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство»
Формулировка задач должна начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать»
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?»
Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу нужно помнить о том, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно — на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов УКК эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями (подробнее читай ниже).
Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам., а учащиеся, выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня.
Когда целесообразно использовать репродуктивные методы? Если нужно научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.
Многие преподаватели часто отдают предпочтение указанным методам потому, что они экономичны, требуют менее напряженной предварительной подготовки.
Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления (3-ий уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как «открытие», совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.
Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей рационализаторства и др.
Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и др.) и коммуникативные (дискуссия, «мозговой штурм» и др.).
Формы организации познавательной деятельности
(фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная)
Результативность урока
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
— межличностные отношения;
— недостатки биологического и психического развития;
— недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
— характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в задачах: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика структуры урока:
— содержание учебного материала;
— методы обучения;
— приёмы обучения;
— формы организации познавательной деятельности.
5. Анализ этапов урока (анализ каждого элемента урока; его вклад в достижение результата; доказательства оптимального выбора каждого элемента урока)
6. Функциональный аспект:
— насколько структура урока соответствовала общей цели;
— соответствие возможностям класса;
— анализ стиля отношений учителя и учащихся;
— влияние на конечный результат урока.
7. Оценка конечного результата урока:
— формирование универсальных учебных действий на уроке;
— определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
— причины разрыва;
— выводы и самооценка.
Раздаточный материал
I Вставьте пропущенные слова.
1. …………. обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство»
2. Формулировка ………… должна начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать»
3. Формулировка ………… урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь ……….урока?»
4. ………... должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «воспитывать» и пр.
Слова для справок: цель, задача
II. В чем сущность системно – деятельностного подхода?
I Перечислите группы методов обучения
……….
………….
……….
…………
………….
II. В чем сущность системно – деятельностного подхода?
I Перечислите формы организации познавательной деятельности
………...
……….
………
………...
II В чем сущность системно – деятельностного подхода?
I От чего зависит результативность урока? Каковы критерии результативности урока?
Выведите формулу результативности урока, используя слова «умножить», «равно», «ноль», «результат», «цель», «содержание».
II В чем сущность системно – деятельностного подхода?
I Составьте план самоанализа урока.
II В чем сущность системно – деятельностного подхода?