развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Зависимость психического здоровья ребенка
от толерантного отношения к окружающим его людям

Автор: Шмакова Галина Дмитриевна
Педагог-психолог второй квалификационной категории
Московская область. г. Серпухов, МОУ прогимназия "Радость"

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам, эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. А значит имеет прямую зависимость психического здоровья от толерантности.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать их к разнообразным конкретным ситуациям.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении.

И так, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

Эмоциональные проблемы

Психически здоровый человек, обладающий толерантными качествами, такими как терпение, умение владеть собой, доверие, способность к сопериживанию,до некоторой степени контролирует свои эмоции и их проявления. Например, справляется с отрицательными эмоциями (такими как гнев или агрессия), сознательно стремясь к лучшему самочувствию. Он также справляется с негативной ситуацией, проанализировав ее.

У ребенка возникают трудности, во-первых, когда он не может выразить свои чувства и во-вторых, когда не может сам справиться с частыми или длительными периодами какого-либо эмоционального состояния.
Например:
• Формы проявления эмоций и поведение, которые не соответствуют тому, что, судя по всему, чувствует ребенок.
• Чувства, не соответствующие ситуации. В детском саду ребенок все время плачет без видимой причины. Ребенок чрезмерно зол или ведет себя агрессивно.
• Постоянное беспокойство или напряжение. Ребенок убежден, что ему или кому-то другому будет причинен вред, и остается беспокойным, даже когда все, казалось бы, нормально.

Проблемы поведения

Поведение ребенка напрямую зависит от его эмоций. А эмоции, в свою очередь, можно распознать, лишь наблюдая за поведением. Кроме того, поведение нужно всегда рассматривать в контексте конкретной ситуации и уровня развития ребенка. Сложности возникают тогда, когда ребенок отказывается или не может контролировать свое поведение. Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. У детей начинают отчетливо проявляться все те негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости. Сюда относятся агрессивность, конфликтность, стремление самоутвердиться любыми способами.

Например:
• Ребенок всегда разбрасывает вещи в любом месте, в котором находится, и, похоже, не подозревает о производимых им разрушениях.

Проблемы общения

Существует множество различных типов общения: в семье, на работе, в школе, в магазине, с друзьями и т.д. Для детей самыми важными являются взаимоотношения с родителями, друзьями и теми, кто представляет для них образец поведения (учителя, сверстники, старшие товарищи).
Результатом нарушения взаимоотношений с другими людьми может быть потеря самоуважения, а ее следствием - эмоциональные и поведенческие проблемы.
Например:
• Ребенку трудно общаться с другими так, чтобы это общение удовлетворяло его в эмоциональном плане. Ребенок школьного возраста становится замкнутым и не реагирует на уговоры родителей, друзей или учителей.
• Ребенок постоянно дерется со всеми.

Как поддержать психическое здоровье ребенка?

Как уже говорилось выше самое большое влияние на ребенка оказывают его родители. Именно от них, в первую очередь, зависит его уравновешенное психическое состояние. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Как это сделать?

Поддерживать положительную самооценку .Правильная самооценка очень важна для психического здоровья всех людей. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Например:
• с трудом управляет такими чувствами, как злость;
• застенчиво, ненапористо или, наоборот, высокомерно, повелительно или чрезмерно агрессивно себя ведет;
• с трудом устанавливает и поддерживает доброжелательные отношения с другими людьми.

Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Например, ребенок, не чувствующий уверенности в себе, может вести себя агрессивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других. Ребенок с сильным чувством самоуважения толерантно относится к окружающим и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.

Формирование правильного самовосприятия у ребенка очень сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняются по мере того, как ребенок растет и развивается - психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. Возможно, ребенку, который был вполне уверен в себе в раннем возрасте, понадобится помощь в начальной или средней школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, прежде всего родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие - наиболее важная и благодарная задача родителей.
Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.

Всем детям, независимо от их достоинств необходимо знать, что РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ ИХ И ГОРДЯТСЯ ИМИ. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить. Мы должны видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Список литературы:
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.