Внеклассное мероприятие « И песня готова на бой….»

Внеклассное мероприятие « И песня готова на бой….»

Подготовила внеклассное мероприятие
Чумакова Татьяна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Липовка», Духовницкий район, Саратовская область

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы врага громить под эту песню,
Защищая Родину собой.

Цель : 1. Познакомить с историей создания военных песен.
2. Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга,
благодарность погибшим в годы Великой Отечественной войны
и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Оформление: книжная выставка, посвященная Великой Отечественной
Войне, ( историческая и художественная литература (поэзия)
плакаты и фотографии.
Оборудование : диски песен.

Ход мероприятия.

1 чтец :
Пусть былое ворвется в беседы…
Хоть оно порастает быльем,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поем.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал.
Тут и выйдет Алеша Фатьянов,
Запевала из всех запевал…...
Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались все ночь соловьи ?
Не его ли широкие песни
Были самые наши. Свои.
Меж солдат уживались бывалых,
Пробирались по топям болот,
Согревали на кратких привалах,
Шли в рядах марширующих рот.
Ничего, что сегодня мы седы,
Мы упрямо стоим на своем :
Каждый год, накануне Победы,
Те прекрасные песни поем !..

Ведущий (1) : Песни военных лет…. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Война и песня. Что может быть общего ? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…... И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше , чем огнестрельного оружия, потому что боец- песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Ведущий (2) : Песни — как люди : у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Многие из песен имеют интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших «памятниками» военных лет, об их авторах, об истории их создания у нас и пойдет сегодня речь.

Звучит начало песни «Священная война», сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова. (запись). Сначала громко, затем тише.

Ведущий (1) : Шел третий день войны. Москва, настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени . Тревога и боль затаились в глазах людей – третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей…
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева – Кумача «Священная война».
1.чтец : Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на третий день появилась песня.

Ведущий (2) : Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. «Мы пели «Священную войну для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды, — вспоминал один из исполнителей. – Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны» и в наступившей тишине слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще , пытаясь подпевать , запомнить слова и увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены».

Ведущий (1) : Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. Ее пели всюду : на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио. В песне слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Да и сейчас песня «Священная война» известна всем и является символом нашей победы.
( Звучит финал песни «Священная война» )

( во время звучания песни демонстрируются слайды )

Ведущий (1) : Все мы любим милую «Катюшу» ;
Любим слушать, как она «поет» :
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придает….!

С такими словами пели солдаты мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой зимой сорок первого года. «Катюша» стала символом верности и надежды и олицетворяла все самое лучшее в жизни, что пытался разрушить беспощадный фашист. Это была не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнить свой долг. Поэтому песня, написанная еще в мирное время Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в дни войны стала столь популярной не только в нашей стране: мелодия Катюши» стала гимном итальянских партизан.

( Звучит песня «Катюша», демонстрация слайдов )

Ведущий (2) : Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. На сегодняшнем вечере вы услышите несколько фронтовых «Катюш» — песен, которые помогали бить врага.

( исполняется несколько вариантов песни «Катюша» )

1.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой ;
Провожала милого Катюша
На борьбу с фашистскою ордой.
На прощанье счастья пожелала
И наказ ему давала свой :
— Бей врага! – Катюша приказала. –
Бей врага и будь в бою герой !

2.
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
Не выходит, песню не заводит,
Не поет на берегу крутом, —
По лесам Катюша наша бродит,
По лесам сражается с врагом.

3.
Весь блиндаж снарядами разрушен,
Вдоль реки метелица свинца,
Не выходит на берег Катюша,
Слыша голос русского бойца.
Вот летит она стрелой, как птица,
Вот ползет по краешку леска…
Наша Катя пули не боится,
Не боится вражьего штыка !

Ведущий (1) : Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни.

4.
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «катюши»
Под Москвой, за Курском и Орлом :
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой ;
На фронтах она не унывала,
Песни пела громкие она
Лишь тогда «катюша» замолчала,
Как победой кончилась война !

2 чтец : В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И проникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Походят там, где проходили прежде.
(Е. Долматовский).

(во время чтения демонстрируются слайды )

Ведущий (2) : Зимой 1941 /42 года по всем фронтам распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть об е авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка – композитору Константину Листову. Но в том, что, говорили о песне, одно оказалось совершенно верным : она действительно родилась « в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.
Ведущий (1) : Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строк из письма к жене Софье Антоновне с фронта. Но в феврале 1942 года глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова , что тот написал для них музыку

( исполняется песня «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова )

Ведущий (2) : На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному : ее текст приобрел десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – ответы на это музыкальное письмо с фронта. Так
«Землянка» , подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала, по существу, народной песней.

3 чтец : Ветер, вьюга метет и метет,
Ночь морозная смотрит в окно,
А в холодной землянке поет
Загрустившее счастье мое.
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, дорогой мой, родной,
Поиграй что- нибудь веселей.
В белоснежных полях холодно,
Вьется дым над землянкой, клубясь,
Не грусти, дорой мой, родной :
Я люблю как и прежде тебя.

Ведущий (1) : Над лесами необъятными,
Над полями перекатными,
Над разрывами гранатными
Песни – ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том, что сердцу дорого,
Русским людям говорят.

(Звучит песня «Темная ночь», сл. В. Агапова, муз. Н. Богословского, сначала громко ,затем тихо ).

Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно, в 1942 году в далеком Ташкенте. Шла съемка фильма «Два бойца». По замыслу режиссера фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», — признался режиссер композитору Никите Богословскому.

Ведущий (2) : «Луков так зримо обрисовал ситуацию, — вспоминал композитор, — так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо : я сел к роялю и сразу, без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения».
Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти народа. Сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от…...слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни и исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

( песня звучит полностью, демонстрация слайдов )

4 чтец : Когда в атаке отгремит «ура»,
В ночи звезда скользнет по небосводу, —
Мне кажется, что ты еще вчера
Смотрела с моста каменного в воду.
О чем, о чем ты думала в тот миг ?
Какие мысли сердце полонили ?
Окопы. Ночь. Я ко всему привык,
В разведку мы опять сейчас ходили.
Но как до счастья далеко! Река
Бежит на запад по долине смело,
А то, что шлем прострелен у виска,
Так это ведь обыденное дело.
( Б. Костров ).

Ведущий (1) : Нельзя без волнения слушать лирические песни, согревавшие души наших солдат на фронте. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни :

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.

В годы войны эту песню знали и любили все – и на фронте, и в тылу. Известно, что существовало до двадцати вариантов так называемых «ответов» на «Огонек». Чем объяснить ее славу ? Прежде всего замечательными стихами М. Исаковского.
О песне «Огонек» вспоминает поэт Евгений Долматовский: « Во время войны было введено затемнение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам. И вдруг на фронте появилась песня «Огонек». Это было в тяжелое время. Но и сейчас не трудно себе представить, какое сильное впечатление произвела эта картина : уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтически образ огонька превратился в символ : не погас наш огонек, никогда не погаснет ! Эта песня еще одной непрерывной связью скрепила фронт и тыл».
Так в военную песенную лирику вошла новая тема – тема любви девушки и воина, защитника Родины.

( звучит песня «Огонек», сл. М. Исаковского, обработка Б. Мокроусова )

5 чтец : А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось !..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые….
Война гуляет по России,
А мы такие молодые !
( Д. Самойлов ).

Ведущий (2) : Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским . Только сначала это было стихотворение «Танцы до утра». Поэт вспоминал : «Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках в районе Харькова, я заметил , что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить все то, что принадлежит мирным временам и именуется лирикой.
Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городе, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, а рано – рано расставанье и отъезд…» Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова :
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.

Говорят, когда И. В.Сталин прослушал песню, он возмутился : как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера ?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».

( исполняется песня «Случайный вальс» сл.Евгения Долматовского, муз. Марка Фрадкина )

6 чтец : До сих пор, едва глаза закрою,
Снова в плен берет меня война.
Почему – то нынче медсестрою
Обернулась в памяти она :
Мимо догорающего танка,
Под обстрелом,
В санитарный взвод,
Русая, курносая славянка
Славянина русого ведет. ( Ю. Друнина )

Ведущий (1) : На фронте вместе с мужчинами сражались девушки, женщины. Они мужественно переносили все тяготы фронтовых будней, ценой собственной жизни выполняли задания, под обстрелом в холоде и грязи перевязывали окровавленных и искалеченных солдат. У фронтовой медсестры очень тяжелый труд : в мороз и дождь идти вместе с полком, ползти за ранеными под огнем. В госпиталь или санбат она попадала только тогда, если сама оказывалась раненой.
В 1942 году была написана песня « Медсестра дорогая Анюта». Написал ее режиссер Михаил Французов к спектаклю. Первым исполнителем был старшина 2-й статьи Викентий Масловский джазоркестра Черноморского флота «Тромбон».Песня очень скоро распространилась по всему Причерноморью, хотя и не была записана на грампластинку и не исполнялась на радио .Единственными ее публикациями были сборник «Песни черноморцев», выпущенный в Сухуми, и листовка, отпечатанная небольшим тиражом в том же 1942 году севастопольским Домом офицеров флота. Поэтому долгое время песня эта считалась фольклорной. Так, например, шесть ее вариантов было записано после войны только в одной Свердловской области.
За самоотверженную боевую работу на флоте в годы Великой Отечественной войны автор песни «Медсестра дорогая Анюта» был награжден орденом Красной Звезды.

( звучит песня «Медсестра дорогая Анюта», сл. М. Французова, муз. Ю. Слонова)

( демонстрация слайдов )

Нашу встречу и тот зимний вечер
Не забыть на за что, никогда.
Дул холодный, порывистый ветер,
Замерзла во фляге вода.
Был я ранен, и капля за каплей
Кровь горячая стыла в снегу….
Наши близки, но силы иссякли,
И не страшен я больше врагу.
Мне столетьем казалась минута.
Шел по – прежнему яростный бой.
Медсестра дорогая Анюта
Подползла, прошептала : «Живой!
Отзовись, погляди на Анюту,
Докажи, что ты, парень, герой.
Не сдавайся же смертушке лютой,
Посмеемся над нею с тобой !»
И взвалила на девичьи плечи,
И согрела во фляге вода.
Нашу встречу и тот зимний вечер
Ни забыть ни за что, никогда !

7 чтец : Это вы, народные мстители,
Лихой комсомольский отряд.
Над вами чуткими листьями
В ночи деревья шумят.
Вы только что из боя —
Уже отдохнуть пора,
Но кажется вам пальбою
Потрескивание костра,
А кто – то, кажется, ранен —
Белеют ленты бинтов,
Но завтра утренней ранью
Он вновь сражаться готов.

Ведущий (2) : В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих песен заключается в том, что они были тихие. повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершенные в тылу врага.

(Звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы», сл. М. Исаковского, муз. В.Захарова , демонстрация слайдов )

Ой, туманы мои, растуманы!
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага

Ведущий (2) : Эта песня – сказ о партизанах, суровый и вдохновенный.
Мысль создать песню о партизанах зародилась у В.Захарова в начале 1942 года. С предложением написать слова он обратился к своему постоянному соавтору М. Исаковскому : «Нужна песня о партизанах. Этой песни нам не хватает чрезвычайно…» Через несколько недель Исаковский отослал Захарову текст песни. И вот 4 октября 1942 года впервые эта песня прозвучала в исполнении хора имени Пятницкого. Она звучала как молитва, как клятва, как надежда. «Ой, туманы мои, растуманы» — одна из самых замечательных памятников песенного творчества военных лет. Никакая другая песня с такой любовью и вдохновением не рассказывает о советских партизанах, как эта.

8 чтец : Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад,
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.
В пике упали самолеты,
Танк загремел, и , наконец,
Безмолвно двинулась пехота
По грудь в воде через Днепрец.
М. Лисянский.

Ведущий (1) : В Киеве у могилы Неизвестного солдата вызванивают куранты мелодию «Песни О Днепре». С этой песней в ноябре 1943 года советские солдаты форсировали Днепр, освобождая столицу Украины. Авторы ее – поэт Е. Долматовский и композитор М. Фрадкин. «Судьба нас свела с Долматовским в тяжелое время, — вспоминает композитор. – Каждый оставленный рубеж, каждая пядь родной земли, которую, пусть временно, топчет вражеский сапог, болью отзывались в сердце. Боль эта была неистребима. И когда поэт прочитал мне песенные строки «Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали. И волна твоя, как слеза…», продиктованные тем же чувством, они потрясли меня… Мы нашли старенькое пианино в доме священника и буквально на одном дыхании за несколько часов написали песню».

Ведущий (2) : Эмоциональная сила горьких, но мужественных слов, широкая, чистая, как просторы Днепра, мелодия сделали «Песню о Днепре» мощной, оптимистической песней веры в Победу.
В первых числах октября . рано утром, под прикрытием мощных артиллерийских залпов, дивизия стала форсировать Днепр. Как только стихла канонада, над Днепром во всю мощь полились слова могучей раздольной песни. Слышна она была километров за пять – восемь от Днепра. Создавалось впечатление, что поет сам воздух, вода, лес, земля. Песня вливала силы в души бойцов, вызывала лютую ненависть к фашистским захватчикам, звала на подвиг во имя освобождения многострадальной украинской и белорусской земли.

(звучит «Песня о Днепре», сл. Е.Долматовского, муз. М. Фрадкина, демонстрация слайдов )

У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк. могуч,
Над тобой летят журавли.
Ты увидел бой, Днепр, отец – река,
Мы в атаку шли под горой….
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он, как герой.
Враг напал на нас, мы с Днепра ушли,
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали,
И волна твоя, как слеза.
Из твоих стремнин ворог воду пьет,
Захлебнется он той водой !
Славный час настал – мы идем вперед
И увидимся вновь с тобой.
Бьет фашистский сброд Украина — мать
Партизанкою по Днепру,
Скоро выйдет вновь сыновей встречать,
Слезы высохнут на ветру.
Кровь фашистских псов пусть рекой течет.
Враг советский край не возьмет.
Как весенний Днепр, всех врагов сметет
Наша армия, наш народ.

Чтец 1 : Дождь и снег. Сырое поле.
Всюду грязь и слизь.
Эх, солдатская ты доля,
Фронтовая жизнь… И. Сельвинский.

Чтец 2 : Отбоя нет о толп народных
Верст семьдесят подряд,
А мы идем в рядах походных,
А мы – не на парад…
А нам нельзя и раскричаться —
У нас в зубах песок.
А нам нельзя и целоваться —
Песок к кубам присох.
Мы отвечали, как умели,
Восторгам шумных сел.
Но только танки все шумели —
Водитель молча вел.
Еще мы павших не забыли,
И больно нам кричать.
Пусть нас простят.
Мы победили.
Нам можно помолчать.
М. Львов.

Ведущий (1) : Трудными догами шли солдаты: после холодной зимы снег таял, дороги «раскисали», покрывались непролазной грязью. В ней вязли машины, орудия, солдатские сапоги. Разве забудет их солдат, тот, кто прошел, проехал, а то и по – пластунски прополз эти 2600 километров, чтобы, дойдя до Берлина, присесть наконец – то устало и радостно на ступеньках поверженного рейхстага? В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Поэт Лев Ошанин вспоминал : « ….Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано. Нас волновала тема ожидания боя, ощущение его, готовность к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и вере в победу.
«Дороги» родились, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…...». «Эх, дороги...» далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый напев. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумья о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу. Песня вобрала в себя историю всей войны ,показала чувства, которые испытывали бойцы.

( исполняется песня «Эх, дороги», демонстрация слайдов )

Чтец 3 : Еще рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулеметы….
Вот это место, Здесь он умирал —
Товарищ мой из пулеметной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И ,понимая это,
Смотрел на нас, и молча ждал конца,
И как – то улыбался неумело.
Загар сначала отошел с лица,
Потом оно, темнея, каменело.
Ну, стой и жди. Застынь, Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защелку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал…
Как время, по траншеям тек песок.
К воде тянулись корни у обрыва,
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.
Еще минута. Задымит сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.
Еще мгновенье. Перекосит рот
От сердца раздирающего крика,
Но успокойся, посмотри : цветет,
Цветет на минном поле земляника…
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал : « Ребята, напишите Поле :
У нас сегодня пели соловьи».
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом, Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал….
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви,
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.

Ведущий (2) : Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав песню А. Фатьянова и композитора В. Соловьева Седого «Соловьи», не влюбился бы в нее. Она зазвучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким – то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.
Вот что рассказывает о рождении этой замечательной песни ее автор поэт Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой и других своих неумирающих песнях :
«Помню фронт…. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим : вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло. как бы утверждая жизнь, защелкал соловей ! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни.

(звучит 1 куплет песни «Соловьи» , сл. А. Фатьянова, муз В. Соловьева – Седого)

Ведущий (1) : В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда победа была уже близка, но война еще не окончена .Песню впервые исполнил замечательный певец Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком 1945 году было непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.
Секрет успеха этой песни. думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25 – летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил : «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей : «Вставай, страна Огромная!», «Дороги», «Соловьи»…. Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
Давайте и мы с вами еще раз послушаем эту замечательную песню.
( звучит песня еще раз )

Чтец 4 : Он в это утро , далеко от дома,
Дошел до самого конца войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома.
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь, жмурится от света,
Еще пропахший дымом, весь в пыли :
«Так вот она, товарищи, победа,
Так вот когда мы до нее дошли!»

( С. Щипаев)
( демонстрация слайдов )

Ведущий (2) : Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками. Памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Ведущий (1) : Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться иной из них, как распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Ведущий (2) : Песни военных лет ! Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева :

Чтец 5 : Песням тех военных лет — поверьте
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря по путь к Берлину пели —
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор

Чтец 6 : Песни эти с нами и поныне !
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата :
Мог ли он такое позабыть ?
Чтец 7 : Время нас, как пулеметом, косит.
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…...
Кто – то вальс играет на баяне :
Слушаем мы словно в забытьи…
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?

Ведущий (1) : Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года, в них тоже говорится об ответственности сегодняшнего поколения за будущее страны, за судьбу всего мира. Одна из таких песен «День Победы» написана композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. И сразу стала нам близкой и необходимой.

( звучит песня «День Победы», показ слайдов о Дне Победы и Параде Победы )
Ведущий (2) : На нашем вечере мы смогли познакомить вас с некоторыми песнями военных лет. Надеемся, что они останутся в вашей памяти.
Ведущий (1) : Мы прощаемся с вами. До новых встреч !

Литература.

1. Рассказы о песнях. Ю. Бирюков, М – Музыка, 1985г.
2. Любимые песни военных лет, М – Советский композитор, 1987 г.
3. О боях – пожарищах : фронтовой фольклор и малоизвестные
песенные тексты из армейских многотиражных газет, Книжное
издательство, 1986 г.
4. Фронтовые судьбы песенной лирики, Литература в школе, 1995 г.
5. Военная лирика, стихотворения поэтов Е. Долматовского, Б.
Кострова, Д. Самойлова, Ю. Друниной, М. Лисянского,
И. Сильвинского, М. Львова, Ю. Дудина, С. Щипаева,
А . Арадьева.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.