Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для младших дошкольников в сенсорной комнате»

Методическая разработка по теме:
«Игры и упражнения для младших дошкольников в сенсорной комнате»

Автор: Попова Елена Леонидовна
Воспитатель ГБДОУ № 14 детского сада комбинированного вида 
Курортного района Санкт-Петербурга

Сухой бассейн

Массаж и укрепление мышц верхних конечностей

«Игры с водой»
И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном

Упражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу опустить в «воду» правую руку и «нарисовать» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделать и левой рукой (3-4 раза)

Упражнение № 2 «Солнышко» Предложить опустить в «воду» обе руки и обеими «нарисовать» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно) 3-4 раза.

Упражнение № 3 «Радуга» Предложить малышу «нарисовать» радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза

Упражнение № 4 «Полощем белье» Предложить малышу «прополоскать белье». Опустив в бассейн правую руку, сделать движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторить левой рукой

Упражнение № 5 «Шаловливые ручки» Предложить малышу опустить в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»)

Укрепление мышц нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук

Игра «Часики»
Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Первый вариант – с опорой на руки; второй вариант – без опоры на руки

Массаж и укрепление мышц нижних конечностей

Игра «Шаловливые ножки»
Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу он опускает в бассейн ноги и совершает ими непроизвольные движения в разные стороны

Игра «Дельфин»
Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята; производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе

Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

Игра «Пловец»
И.п.: ребенок находится в положении лежа на животе

Упражнение № 1 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 2 Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 3 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз)

Игра «Гусеница»
Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает совершать движения, словно «ползет» по бассейну (но не на четвереньках)

Игра «Хитрый котенок»
Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного)

Игра «Золотая рыбка»
В первом варианте ребенок лежит на животе, во втором варианте – на спине; руки выпрямлены, вытянуты вверх; производятся синхронные движения ногами и рукам по типу плавания

Массаж шейных мышц

Игра «Ныряем»
И. п.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне: достаем головой дно бассейна

Массаж и координация работы позвоночника

Игра «Перекаты»
И. п.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты: малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика

Развитие динамической и статической координации

Игра «Не замочи руки»
И. п.: обычная стойка в бассейне: — разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками; — ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу

Развитие координации ножных мышц

Игра «Ловкие ноги»
Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарик

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторки

Игра «Достань со дна бассейна»
Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребенка найти их. Усложнение: прячем более мелкие предметы

Развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию

Игра «Отгадай, где спрятано»
Даем словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.)

Развитие ловкости рук

Игра «Кто больше»
Дать задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков

Развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет

Игра «Найди по описанию»
Показать ребенку предметы, а затем разложить их на дне бассейна. Ребенок отыскивает указанный предмет. Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; малыш не видит, куда прячется предмет

Чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения

Упражнение «Отдых»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера. Вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Взрослый предлагает ребенку послушать пение птиц

Упражнение «Расслабление»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с). А теперь расслабься, отдохни – твое тело стало легким как перышко

Сенсорная тропа для ног

Обучение обследованию объектов; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики

Упражнение «Обследование»
Обратить внимание ребенка на то, что все «кочки» на тропинке разные. Показать малышу, как нужно обследовать «кочки»: сначала – одним пальчиком, затем – ладонью, потом – пальчиками другой руки и т.д. При обследовании объектов взрослый называет их свойства

Развитие тактильного восприятия, координации. Профилактика плоскостопия

Игра «Волшебная тропа»
Ребенок идет по сенсорной тропе – «кочкам», отмечая, какие они: мягкие, колючие и т.д.

Развитие тактильного восприятия, памяти, воображения

Игра «Чей домик»
Предложить ребенку обследовать каждую «кочку» на тропинке (количество кочек от двух-трех до пяти штук) и запомнить какая она. Затем ребенок должен по речевой инструкции – разместить игрушки (куклу, мишку, зайку) в домики. Например: «Посади куклу в круглый дом с большими шариками. Посади зайку в квадратный колючий домик зеленого цвета»

Развитие координации движений, внимания

Игра «Змейка»
Расположить «кочки» на тропинке примерно на расстоянии 20 см. друг от друга. Предложить ребенку пройти по тропинке, обходя «кочки»

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной

Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания

Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики)

Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации

Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Предложить «поймать рыбку». Малыш «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Рыбок нужно «ловить» то правой, то левой рукой

Активизация зрительного восприятия; формирование зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности

Игра «Найди такую же рыбку»
Обратить внимание ребенка на отражение колонны в зеркале, подчеркивая, что в той колонне, которая отражается, плавают такие же рыбки. Предложить ребенку «поймать рыбок». Малыш «ловит» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая)

Активизация зрительного восприятия; формирование концентрации внимания; совершенствование ориентировки в пространстве

Игра «Вверх – вниз»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Спросить у ребенка: «Куда поплыла эта рыбка?»
Малыш должен определить расположение рыбки (верх – низ)

Зеркальный шар

Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения

Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
Малыш ловит звездочки взглядом

Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации

Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
Малыш ловит звездочки пальчиком, стараясь не отрывать его от отражения звездочки и следуя за ней

Игра «Поймай ладошками»
Смотри предыдущую игру. Но ловим звездочку не пальчиком, а ладошкой

Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания; активизация кинестетического анализатора

Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности для усвоения обобщающего понятия «цвет»
Дополнительные атрибуты: кукла, бусы по цвету нитей

Игра «Назови, где зайчик»
Обратить внимание малыша на его тело: по телу ребенка бегают световые «зайчики» — отражения от крутящегося зеркального шара.
Взрослый дотрагивается до разных частей тела ребенка: ловит «зайчика». Ребенок называет, в какой части тела он ощущает прикосновение руки педагога.
При повторении упражнения взрослый постепенно увеличивает количество прикосновений

Игра «Бусы для куклы»
Обратить внимание ребенка на светящиеся нити. Дать возможность их обследовать. Затем сказать малышу, что в гости к нам пришла кукла Катя. Предложить малышу сделать для Кати в подарок бусы. Педагог достает из корзинки бусы (шарики) и нанизывает их на светящиеся нити.
Ребенок действует по подражанию.
При повторении упражнения предлагать малышу нанизывать бусы определенного цвета.
Усложнение: нанизывание бусин в заданной ритмической последовательности (например: большая – маленькая, большая – маленькая, или красная – синяя, красная – синяя)

Ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити»

Развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительной памяти
Дополнительные атрибуты: мишка

Игра «Помоги Мишке»
Обратить внимание ребенка на грустного Мишку. Сказать, что он забыл, какого цвета у него нити и предложить ему помощь.
Усложнение: нахождение нитей определенного цвета и счет.

Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

Упражнение «Дорожка из кулачков»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Можно сравнить длинные нити с дорожками и предложить по этой дорожке погулять: обхватив волокно кулачком правой руки, сверху приставить кулачок левой руки, затем снова кулачок правой руки и т.д., пока не закончится «дорожка»

Упражнение «Наматывание»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем предложить познакомиться со свойствами волокон. Наматывая их на пальцы, говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».
Малыш вместе со взрослым наматывает волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.
Взрослый постоянно комментирует свои действия

Упражнение «Жгутики»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обратиться к малышу: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давай сделаем из волокон жгутики»
Развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительной памяти
Дополнительные атрибуты: контуры знакомых предметов

Игра «Узнай по контуру»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Сказать, что нитей много и они похожи на занавеску, за которой находится окошко (зеркало). Если посмотреть в «окно», можно увидеть много интересного.
Предварительно на зеркало наклеить изображения и контуры знакомых предметов (на одну игру не более трех изображений).
Предложить рассматривать и отгадывать изображения предметов не раздвигая нити
Развитие умения различать и называть цвета; упражнение в счете

Игра «Давай посчитаем»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Дать малышу возможность обследовать их. Затем предложить назвать цвет светящихся волокон и посчитать их

Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
Дополнительные атрибуты: прищепки, соответствующие цвету нитей

Игра с прищепками
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Дать малышу возможность обследовать их. Сказать, что из волокон можно сделать ежика (забор, елочку и др.). Предложить взять прищепку и закрепить её на светящейся нити.
Усложнение: закреплять прищепки заданного цвета на соответствующих волокнах

Сенсорное панно «Млечный путь»

Обогащение сенсорного опыта. Развитие зрительного восприятия

Игра «Звездное небо»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Спросить у ребенка, в какое время суток могут гореть звездочки. Затем вместе рассмотреть звездное небо, определяя форму, цвет и размер звездочек. Обратить внимание на Млечный путь

Развитие зрительного восприятия, плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве

Игра «Куда полетела звезда?»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Обратить внимание ребенка на зеленую звездочку в центре панно и попросить найти такую же: слева, справа, вверху, внизу
Развитие кинестетического восприятия, памяти, воображения, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве

Игра «Поймай звездочку»
Рассмотреть вместе с ребенком сенсорное панно «Млечный путь», сказав: «Давай представим себе, что звездочка упала и нужно её поймать. Вот она, звездочка, закружилась и полетела». Малышу дается задание определить, куда полетела воображаемая звездочка, которую он должен «поймать», делая хватательные движения, ловя её и т.д. Затем вместе с малышом описать воображаемую звезду (звездочка колючая, мягкая, круглая, теплая и др.)
Развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела

Игра «А у тебя, какая звезда?»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Затем взрослый предлагает представить звездопад, сказав: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Тебе на ручку упала колючая звездочка (мягкая, горячая и др.)». Малыш должен представить, как колючая звездочка колет его животик, а затем попробовать изобразить это

Развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира

Игра «Мы звездочки»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Рассказать, что небо очень красивое и на нем живут интересные звезды. Затем предложить малышу «стать» маленькой, пушистой, веселой звездочкой (или большой, шершавой, злой звездочкой).
Включить музыкальное сопровождение, под которое ребенок изображает звездочку с заданными характеристиками

Сухой душ

Стимуляция кинестетического анализатора

Игра «светло, темно»
Взрослый и ребенок забираются в сухой душ, в котором горит свет. В комнате тоже горит свет. Важно комментировать происходящее: «Мы с тобой сидим в домике. У нас тепло и уютно. В комнате тоже горит свет, но там не так уютно».
После этого погасить в комнате свет, комментируя происходящее: «В домике продолжает гореть свет, а в комнате темно. Нам с тобой в домике очень комфортно…» и т.д.
Затем зажечь в комнате свет, а внутри сухого душа погасить свет, рассказывая малышу: «Мы с тобой спрятались в темноте, нас никто не увидит и не найдет. Нам здесь хорошо и уютно»

Стимуляция кинестетического анализатора; устранение чувствительности к страхам; формирование адекватной психологической защиты

Игра «Зверюшки в норке»
Взрослый и ребенок забираются в сухой душ, в котором горит свет. В комнате – полумрак. Обращаясь к малышу, можно сказать следующее: «Мы с тобой маленькие… (белочки, зайчики, мышки и т.д.). Мы сидим в нашей уютной норке. Там, на улице (показать на комнату) холодно идет дождь, воет ветер, а нам с тобой тепло, тихо и уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам не страшно»
Говорить нужно тихим голосом, чтобы ребенок расслабился

Игра «Ветер»
Ребенок находится внутри сухого душа. В комнате – полумрак. Обращаясь к малышу, можно сказать следующее: «Ты – маленький мышонок… Ты сидишь в своей уютной норке. Там, на улице (показать на комнату), холодно, дует ветер. Он злобно завывает за твоим окном (взрослый легонько колыхает ленточки). Но тебе не страшно: ты под защитой, тебе тепло и уютно (взрослый потихоньку увеличивает силу ветра). Но вот выглянуло солнышко (включить свет внутри)».
В процессе выполнения упражнения важно следить за выражением лица ребенка. После упражнения у малыша необходимо спросить, что он ощущал.

Игра «Дождик»
Ребенок находится внутри сухого душа. В комнате – полумрак. Обращаясь к малышу, можно сказать следующее: «Ты – маленький мышонок… Ты сидишь в своей уютной норке. Там, на улице (показать на комнату), холодно, идет дождь. Он барабанит по крыше твоей норки (сначала взрослый легонько барабанит по крыше, затем усиливает силу дождя). Но тебе не страшно: ты под защитой, тебе тепло и уютно. Дождик стихает, выглядывает солнышко (включить свет внутри)».

Игра «Гром»
Ребенок находится внутри сухого душа. В комнате – полумрак. Обращаясь к малышу, можно сказать следующее: «Ты – маленький мышонок… Ты сидишь в своей уютной норке. Там, на улице (показать на комнату), холодно, дует ветер, гремит гром (взрослый колышет ленточки, дотрагиваясь до ребенка; издает громкие звуки, озвучивая гром). Грохот грома усиливается. Но тебе не страшно: ты под защитой, тебе тепло и уютно. Вдруг подул веселый ветерок, прогнал дождик, выгнал гром, выглянуло солнышко (включить свет внутри)».

Игра «Хитрая лисичка»
Взрослый и ребенок разыгрывают сценку. При этом взрослый комментирует происходящее примерно следующим текстом: «Однажды зайчонок (изображает малыш) пошел гулять. По дороге ему встретилась лисичка (изображает взрослый). Она пригласила зайчонка в норку, пообещав ему угощения. Но когда малыш пришел к лисичке, она открыла дверцу в свою норку (взрослый приглашает зайти малыша во внутрь) и предложила зайти первому (ребенок забирается во внутрь).
Только зайчонок переступил порог, как лиса закрыла дверцу и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я тебя провела! Побегу за дровами, разведу костер, поджарю и съем, как колобка». Как только лиса скрылась за углом, зайчонок стал громко плакать и звать и на помощь. А потом решил вырыть подземный ход (ребенок начинает скрести по ленточкам). Вскоре в небольшую щелку проник свет. Щелка становилась все больше и больше (взрослый постепенно раздвигает ленточки, делая проход). И вот, наконец, зайчонок оказался на воле!

Фитбол

Развитие вестибулярного аппарата; укрепление и развитие всех групп мышц.
Расслабляющий эффект – для детей с гипертонусом сгибателей

Упражнения на животе
1. Положите ребенка на мяч ногами к себе. Взять его за ноги в области коленей и покачайте туда-сюда.
2. Исходное положение то же. На пол положите игрушку. Катить, мяч вперед до тех пор, пока малыш не сможет, достать ее или не упрется в пол руками. Повторить упражнение несколько раз, постепенно передвигая игрушку вправо и влево, чтобы малышу пришлось тянуться в разные стороны.
3. Исходное положение то же. Руками прижать ребенка к мячу в районе поясницы и начинать катить. Когда малыш встанет на пол, проверить, чтобы он опирался на всю стопу.
4. Следующее, более сложное, упражнение – «тачка». Ребенок лежит на мяче, упираясь в него руками или ухватившись за резиновые «рожки» или «ручку». Приподнять его ноги и держать их так, словно взялись за тачку. Сначала придерживать малыша под коленками, а по мере того как он научится удерживать равновесие в этом положении, перемещайте руки ближе к голеням
Упражнения на спине
1. Положить малыша спиной на мяч. Ноги должны быть выпрямлены. Держать ребенка за бока и плавно покачивать его из стороны в сторону, вперед-назад по 10 раз в каждом направлении.
2. Ребенок лежит на мяче, но уже с притянутыми к животу ногами – в позе «лягушки». Покачать малыша так же, как и в предыдущем упражнении.
3. Малыш лежит с выпрямленными ногами. Одной рукой прижать ножки ребенка за коленки к мячу, другой рукой взять его за обе ручки и подтягивать к себе до тех пор, пока он не сядет. Повторить упражнения 5 раз.
4. Повторить упражнения, держа ребенка за одну руку. Сначала, садясь на мяч, ребенок будет помогать себе обеими руками, затем, когда мышцы окрепнут – одной рукой.
Упражнения на боку
Качание на боку очень полезно для общего расслабления и профилактики микросмещения позвонков.
1. Сначала ребенок лежит на левом, потом на правом боку. Покачать его в разные стороны, вперед — назад. Ноги могут быть вытянутыми или прижатыми к животу (поза «лягушки»).

Укрепление голеностопного сустава; развитие равновесия
Ходьба на мяче
1. Зафиксировать мяч коленями, поставить на него малыша. Держать его за руки. Пусть ребенок попытается походить по мячу. Когда у него это будет хорошо получаться, усложнить упражнение: попросите подняться на носочки.
2. Мяч не фиксировать. Пусть малыш попробует устоять на нем. Держать ребенка за руки.
3. Зафиксировать мяч коленями. Посадить малыша на корточки, и пусть он попрыгает на мяче. Необходимо подстраховывать его, держа за обе руки.

Улучшение координации; развитие мышц спины, живота, верхнего плечевого пояса
Сидя на мяче
1. Посадить ребенка на мяч, взять за руки и покатать вперед – назад, влево – вправо, против и по часовой стрелки. Пусть малыш попробует сохранить равновесия без помощи взрослого.
2. Ребенок сидит на мяче. Придерживая его рукой за колени, предложить дотянуться до игрушек, находящихся слева, справа, над головой, сверху, снизу, сбоку.
3. Пусть малыш «попрыгает», сидя на мяче. Необходимо страховать ребенка

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.