развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Занятия по внеклассной работе
«Семейные традиции»

Автор: Кокорина Светлана Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КУ "Петропавловский детский дом" Омской области

Цель: Создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа.

Задачи:1.Знакомство с наиболее распространенными семейными традициями.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать уважительное отношение к наследию народной культуры.

Оборудование: мультимедийка; семейное генеалогическое древо;
оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;
самовар, выпечка; карандаши, плакат, рисунки;

Сценарный план занятия.

1. Вводная часть.
- постановка целей, задач.
2. Основная часть.
- актуализация знаний;
- рассказ-беседа о семейных традициях русского народа;
3. Заключительная часть.
- систематизация детьми полученных знаний.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о традициях разных народов. Сегодня мы продолжим разговор о традициях, но уже семейных. На занятии, мы рассмотрим только самую малую часть тех традиций, которые существуют в современных семьях и сопоставим их с традициями в крестьянских семьях. Семья, ребята, является для человека самым важным в жизни. У каждого из вас в будущем будет своя семья, и я надеюсь, что каждый из вас перенесёт в свою семью те традиции, о которых мы будем сегодня говорить, и в вашей семье будут прочные и надёжные традиции. И так тема нашего занятия «Семейные традиции».

2. Основная часть.

- Давайте вспомним, что же такое «традиция»?
- У каждого народа, у каждой семьи есть свои традиции. О каких традициях разных народов вы узнали на прошлом занятии?
- Как вы думаете, эти традиции народов можно назвать семейными?
- Почему?
- Ребята, а как вы думаете, все семьи одинаковые?
- Да, разные. А чем они отличаются?
(Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.)
- Да, верно, многим отличаются семьи и в том числе традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. На Руси вплоть до 40-х годов 20 века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Высшие сословия русского общества непременно изучали свою родословную, но и в крестьянских семьях существовала эта традиция. Эта традиция возвращается в семьи. В нашей семье тоже есть генеалогическое древо нашей семьи, которое расположено у нас в семейном музее.

- Наша семья пополнилась новыми ребятами, поэтому им необходимо рассказать об этой традиции, кто ознакомит их с этой традицией?
- К нам в семью прибыли новые ребята, поэтому их фотографии, мы сегодня тоже расположим на нашем генеалогическом древе.
- Прошу каждого из вас расположить свою фотографию на древе.
- Сейчас наше древо содержит фотографии всех выпускников и всех жильцов этой семьи.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается традиция составлять родословную сейчас от наших предков? (оформлением).
- Раньше велись родословные книги. Там содержались родословные княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном и военном аппарате. Родословные книги появились в 40-е годы 16-го столетия.
- Как сегодня можно оформить родословную? (альбомы, эскизы деревьев).
- Ребята, а здесь у нас расположена фотовыставка «Загляните в семейный альбом».
- Как вы думаете, почему она здесь?
-С какой связана традицией? (собирать и хранить семейные фотографии).
- С 1829года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. На нашей выставке «Загляните в семейный альбом» представлены фотографии из ваших семейных альбомов.
- Расскажите, чем дороги вам эти фотографии?

- Сейчас мы проведём конкурс на самую интересную и весёлую фотографию. Возьмите в руки жетончики, которые лежат у вас на столах, и напишите номер той фотографии, которая вам понравилась больше всего.
- Посчитайте, каких номеров больше.
- Чем вам понравилась эта фотография?
- Итак, фотография … понравилась вам больше всех. За это мы вручаем ему фотоальбом и желаем ещё много таких же интересных фотографий.

- Как вы думаете, чем современная традиция хранить фотографии отличается от этой же традиции в крестьянских семьях? (качество фотографии, способы хранения).
- Кроме традиции собирать и хранить фотографии во многих семьях существует традиция хранить старые вещи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Известно, что одним из предметов, которым особенно гордился А.С.Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти никогда не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям. Старинные вещи хранят в бабушкиных сундуках. Вот и у нас он такой расписной и красивый. Какие же тайны хранит этот сундук? (достаём из сундука вещи).
- Чья это вещь? Что ты можешь о ней рассказать?
- А кому принадлежала эта вещь? Для чего служила эта вещь?
- Как вы думаете, почему же мы храним эти вещи?
Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги нам как память.

- Мы сегодня много говорим о семейных традициях, и такая традиция как справлять дни рождения пришла к нам тоже издревле.
В старину, ребята, отмечали не дни рождения, а именины. Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека. Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В этот день рассылали гостям именинные пироги. Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, игрушки.

Была и такая традиция: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.
- Скажите, какие традиции существуют в нашей семье при праздновании дней рождения?

- Какие ещё традиции тесно вошли в жизнь нашей семьи?

- Отмечать семейные праздники тоже традиция. Какие праздники отмечаем мы в семье?
- Для чего нужно отмечать семейные праздники?
Семейные праздники делают семью более крепкой и дружной.

Творческая работа.
- Подводя итог нашему занятию, я предлагаю вам составить коллаж, об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл с рисунками о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семейных традициях. Работу вы должны будете представить с комментариями, защитить.

3. Заключительная часть.

- Сегодня мы много говорили о разных семейных традициях.
- О каких традициях мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового вы узнали о семейных традициях?
- Для чего же они нужны?
(Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой и дружной).

-Ребята, в нашей семье есть замечательные традиции Мне бы хотелось, чтобы
вы стали продолжателями традиций нашей семьи, в будущем, когда у вас будет
семья. Ведь очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить,
передавать из поколения в поколение, главное - они нужны, чтобы укреплять
семью.

- Мы живём в большой семье, и у нас уже давно сложилась традиция семейного чаепития. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция. А более подробно о традиции семейного чаепития мы познакомимся на следующем занятии. Дорогие ребята, приглашаю вас к нашему столу. (начинается чаепитие)


1. И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.

2. Герасименко Татьяна Алексеевна «Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов "Деревенские посиделки"» диск № 3 «Открытый урок», 2008-2009 уч. год, раздел: Внеклассная работа.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.