Классный час «Урок России» во 2 классе

Классный час «Урок России» во 2 классе

Автор: Воронина Диана Ташбулатовна
Учитель начальных классов, высшей категории
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 г.Новотроицка Оренбургской области»,
г. Новотроицк Оренбургская область.

Цель:
1. дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг», «знамя»;
2. рассказать о современной государственной символике, преемственности в ней; изготовить флажок – сувенир;
3. воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование: изображение российского флага и герба, музыкальная запись гимна Российской федерации, слова текста гимна, цветные карандаши, клей, палочка («древко» для флажка).

Ход занятия:

Этап I. Организационный момент.
Учитель: — Послушайте стихотворение Сергея Васильева:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои поля и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – «Русь».
 — О чем это стихотворение?
 — Какие чувства переполняют душу поэта?
 — Как вы понимаете пословицу «Нет в мире краше Родины нашей»?
 — Как называется наша Родина? (Россия)
 — Сегодняшний классный час посвящен нашей Родине, и называется он «Урок России». Каждому из нас дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Я приглашаю вас в Выставочный зал государственной символики.
 — Какие символы нашей страны вам известны? (герб, гимн, флаг)
 — Догадайтесь, о каком символе идет речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных или других официальных документах (герб).
Этап II. Герб, флаг, гимн России.
Выступление учеников – экскурсоводов:
1 экскурсовод: Герб – это отличительный знак, который есть у всякого государства. Посмотрите на герб России и скажите, очертания какого старинного вооружения он напоминает? (щит). В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом на верху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьем змея. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
2 экскурсовод: Кто же этот всадник, изображенный на гербе? (Святой Георгий Победоносец). Издавна на Руси почитали святого воина Георгия, названного Победоносцем. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в одном из городов Палестины жила прекрасная царевна. Но в окрестностях города завелся змей, которому горожане должны отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил змея копьем, а его конь растоптал извивающее тело копытами. Царь – отец девушки – и его подданные воочию убедились силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьем черного змия – символа зла.
3 экскурсовод: На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы). Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. А почему крылья у орла подняты? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.)
Учитель: — А теперь о каком символе страны идет речь? Это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг).
 — Рассмотрите следующий символ – флаг России. Какой он формы?
 — Сколько на нем горизонтальных полос?
 — Какого они цвета?
 — Как иначе называется флаг? (Знамя). Знамя и флаг это слова, означающие одно и то же. Только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси называли знамя стяга.
4 экскурсовод: Знамена появились в незапамятные времена – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов войска.
Учитель: Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный). Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Все три цвета издавна использовалась в народных костюмах. Их белого, синего и красного полотна шились рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
 — Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников.)
Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!
 — О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне.)
 — Что же такое гимн? Об этом нам расскажет мой следующий помощник.
5 экскурсовод: Гимн – это торжественная песня или мелодия. Она исполняется в особых случаях – каких? Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: В дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парадов. Когда исполняется гимн люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
Учитель: Послушайте музыкальную запись гимна России (дети стоя слушают гимн).
 — Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.

Этап III. Кроссворд.
 — О чем мы говорили сегодня на классном часе?
 — Какие символы есть у каждого государства?
 — Я приготовила для вас кроссворд «Государственная символика России».
1 2
3
4
6 7 8 5
9

10

11

По горизонтали:
3. Имя воина, изображенного на гербе России. (Георгий)
7. Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)
9. Столица нашей Родины. (Москва)
10. Главный символ (эмблема) любого государства. (Герб)
11. Какого цвета щит на гербе России? (Красный)
По вертикали:
1. Золотой шар с крестом на верху. (Держава)
2. Птица, изображена на российском гербе (Орел)
4. Как иначе называют флаг? (Знамя)
5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)
6. Жезл – символ власти – это… (Скипетр)
8. Сколько голов у орла на гербе России? (Две)
10. Торжественная песня – символ государства (Гимн).

Этап IV. Изготовление сувенирного российского флажка.
 — Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем классном часе каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20Х10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; «древко» (трубочка для коктейля).
План работы: 1. Раскрасьте полоски на российском флаге
2. Приклейте флажок к «древку».
Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.

Этап V. Итог.
Ученик читает стихи:
Над Россией солнце свети,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней…
 — Вы, дети, — маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее законы, знает и чтит ее государственную символику.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.