Театр и дети

«Театр и дети»
(из опыта работы театрального объединения «Лира»)

Автор: Радькова Ольга Семеновна
педагог дополнительного образования второй категории
МАОУ ДОД Центр детского творчества ст. Выселки, Краснодарский край

Театр – это место в ЦДТ, где можно проявить свои способности, да и просто пообщаться с друзьями, провести приятно и с пользой свой досуг, заполнить нишу свободного времени.
Мы живем в небольшой станице, но у нас есть 2 спорткомплекса, Ледовый дворец, Школа искусств, бассейн, два Дома культуры и наш Центр детского творчества, в общем, выбор большой. А многие дети — из неблагополучных семей, их материальное положение достаточно тяжелое и не каждый родитель может приобрести ребенку спортивную форму, инвентарь, купить музыкальный инструмент, костюмы. Остается болтаться по улицам и хулиганить. Такие дети чаще всего не хотят учиться, ведут себя плохо, но они дети, и в душе им хочется проявить себя каким-то образом, показать свои способности, умения. Такая возможность у них есть – это театральное объединение! Здесь тепло, уютно и их всегда ждут. Я стараюсь найти применение способностям каждого ребенка: двоечник ли он, отличник, тихоня или хулиган. В объединение приходят дети, у которых вообще нет никаких артистических способностей, но здесь и им найдется дело. Ввожу эпизодические роли, где нужно сказать лишь фразу, но от этой фразы зависит успех постановки. Приобщаю ребят к подготовке костюмов, декорации.

Постановка пьесы – дело очень серьезное и ответственное, поэтому должна существовать дисциплина. Такой результат получить не просто. Только взаимопониманием и взаимоуважением можно добиться положительных результатов. Нельзя быть диктатором, навязывать свою точку зрения. Дети очень талантливы и могут дать фору любому взрослому.
Я всегда прислушиваюсь к их мнению, если же мы не можем прийти к общему мнению, то я предлагаю проиграть ту или иную сцену с начала, так как вижу ее я, а потом так, как видит ее ребенок. Остальные дети выступают в роли критиков. И компромисс найден.
Всё бывает: и на занятия опаздывают, и дерутся. На то они и дети. Сложно, очень сложно, но стараюсь найти подход к каждому ребенку. Объединение посещают 40 воспитанников, делаю так, чтобы в постановке были задействовано как можно больше детей.
Как приятно смотреть на детей во время выступления: в сценических костюмах, талантливые, взволнованные, с горящими глазами. Сколько впечатлений, радости, положительных эмоций приносит каждая премьера!

Занятия в театре учат детей жить в коллективе, подчиняться его законам, выражать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению других. Постоянное заучивание текста развивает память, совершенствует речь, обогащает словарный запас. Дети становятся более раскованными, коммуникабельными. А это очень важно для человека в современном обществе.

Моё объединение существует 15 лет. За это время объединение посетило огромное количество детей. Основной контингент объединения — это дети из неблагополучных семей и воспитанники, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Несмотря на это, благодаря их выступлению на районном конкурсе «Педагог года», в 2003 году мною было завоевано первое место. Ежегодно мы выступаем в районном конкурсе, посвящено Дню театра и завоевываем призовые места. В 2012 году мы выступали в краевом конкурсе «Юные таланты за безопасность», в результате чего победили на муниципальном уровне и заняли 2 место в крае. В мае этого же года мы с ребятами принимали участие в районном конкурсе «Каникулы безопасности», где заняли 1 место.

Существуют разные методы работы с начинающими актерами. Это обучение элементам актерского мастерства с помощью упражнений и различных тренингов. Актерский тренинг снимет эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально-комфортную атмосферу на занятии, позволяя проявить себя. Мое педагогическое кредо «Все дети талантливы, необходимо только его увидеть и помочь раскрыть».

В работе используется этюдный метод. Этюды развивают способность к перевоплощению, умение взаимодействовать с партнером. Для актера на сцене главное – открытость. Открытость – это достижение огромного труда. Если актер открыт, то он видит, слышит, оценивает, общается, отдает и получает.

Театр – это, прежде всего, игра. Но! Никакая игра в театре не может быть спонтанной, бессистемной. Поэтому, разрешив ребятам немного порезвиться, надо постепенно переходить к запоминанию и повторению («закреплению») наиболее удачных игровых ситуаций.
Каждый ребенок – это целый мир, в котором заложена индивидуальность, а задача взрослых – разглядеть уникальность ребенка, помочь ему раскрыться. И именно мир театрального искусства поможет раскрыть перед ребенком всю прелесть окружающего мира.

Вот стоит человек-крошка,
Как у всех есть глаза и уши,
Не ругай, потерпи немножко,
Не спеши, ты его послушай!
Ты лепи из него личность,
Как из воска иль глины белой,
Разгляди его необычность,
Если взялся – лепи умело.
Может гены в нем Архимеда,
Менделееева, Галилея,
Ты лепи его до победы,
Пока пальцы не онемеют.
Чаще сердце ребенка слушай,
Очень много тебе доверено,
Ты характер лепишь и душу,
Ты работай легко и уверенно.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.