Методический материал по теме урока речные рыбы

Тема урока: Речные рыбы.

Составитель: Кухмистрова Галина Михайловна
учитель – логопед
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
E-mail для связи с автором: [email protected]

Цель урока: Дать представление учащимся о многообразии речных рыб в водоёмах Муромцевского района и нашей реки Шайтанка.

Задачи:
1.Раскрыть основные характерные черты сходства и различия щуки и окуня, связанные с их местом обитания, а также установить сходство и различие рыб по способу питания.
2. Продолжить работу по формированию навыков работы с учебным текстом и совершенствованию разговорной речи учащихся .
3. Воспитание бережного отношения учащихся к окружающей нас природе, охране водоёмов и правильному отношению к ловле рыб в наших водоёмах.
Оборудование: карта России, картина окунь и щука, набор иллюстраций речные рыбы, раздаточный материал ,кроссворды, загадки, пословицы по теме, газета.
Речевой материал. Нерест. Икромёт, вымётывание икринок.
Межпредметные связи: география. математика, русский язык.
ТСО, магнитофонная запись с шумом реки, плеском воды

Ход урока

1. Подготовительная часть.
Организационный момент
Работа дежурных.
Наличие учащихся в классе.
2. Проверка домашнего задания.
Какую тему мы изучаем?
Что изучали на прошлом уроке?
В какое время это происходит? И каким образом?
Б. Назовите стадии развития рыб и расставьте их в нужной последовательности ( с использованием схем – рисунков).
(Схемы развития рыб находятся на магнитной доске) .
Ученик выходит к доске и расставляет их в данной последовательности.
Чем отличается личинка от малька ?
В. Самостоятельная работа.
Тесты ( правильные ответы подчеркнуть) .
1. 1группа
Органы боковой линии у рыб проходят :
А. От головы вдоль всего тела с одной и другой стороны .
Б . От головы до хвоста.
В. От головы до середины туловища.
Рыба не может повернуть голову вправо и влево, потому что…
А .Череп неподвижно соединён с позвоночником,
Б. Этому мешают жаберные щели .
В. Этому препятствует чешуя .
2 . Из икринок рыб выходят:
а. Мальки.
Б. Пичинки
В. Молодые особи .
*Сердце у рыб состоит из:
А. Одной камеры,
Б. Двух камер,
В. Трёх камер .
3.Целевая установка.
1.Продолжим знакомство с речными рыбами, которые живут в водоёмах нашего Муромцевского района и в нашей реке Шайтанка.
2 .Узнаем и запомним названия некоторых видов рыб, научимся их различать по внешнему виду.
3.Узнаем, чем питаются рыбы , хищная или мирная рыба.
4. Вспомним, какими рыбными принадлежностями можно ловить рыбу, а какими — нельзя.
5. Повторим, как надо охранять и беречь не только рыбу, но и водоёмы.
*Сообщение учителя:
= о пользе рыбьего мяса в питании взрослых и детей;
= о значении витамина D для детского организма, о рыбьем жире;
= рахит.
2. Основная часть.
*Сообщение нового материала.
= Чтобы узнать о каких видах рыб пойдёт речь на уроке, мы должны решить два кроссворда:
СОМ ЛЕЩ
КАРАСЬ СУДАК
ЩУКА КАРП
НАЛИМ САЗАН
ЛИНЬ
А для этого давайте назовём тех рыб, которые водятся в водах Муромцевского района и реке Шайтанка.
(Учащиеся называют рыб и находят их на карточках).
-карась — линь -ёрш -чебак -пескарь
-щука -налим -судак -сазан — карп
-окунь -сом -лещ -язь
2.Самостоятельная работа.
1 группа. 2группа.
Задание № 1 . Задание№2.
1.Рыба, имеющая усы. 1.Плоский, серебристый, имеет много метлы.
2.Он бывает серебристый, 2. Похож на ерша,
И бывает золотистый. Но размером больше.
3.На дне где тихо и темно 3. Ребенок сазана.
4.А это рыба донная.
Лежит зубастое бревно.
4.А это рыба донная,
Любит глубокие омута.
5.Тело его покрыто защитной 4.Родитель карпа.
Слизью, гладкое, скользкое.
(После решения кроссвордов объявляется, о каких рыбах будет идти речь и вывешивается картина «Щука и окунь».
3.Работа по картине.
-Что изображено на картине?
-Покажите на картине щуку и окуня.
-Чем щука отличается от окуня? (Внешний вид).
-По каким признакам их относят к хищникам?
-Что помогает этим рыбам добывать себе пищу?
4.Работа с учебником.
-Задание№3. Заполнить таблицу №1, пользуясь учебником с.54,55,56.
Название
Животного.
Питание Места обитания Нерест Число икринок Форма тела
Хищник Мирная Речные Морские
Речной
Окунь. + + март 15000 обтекаемая
Щука + + апрель 200000 удлиненная

5.Проверка выполненного задания.
-Что общего у окуня и щуки .
-Чем отличаются?
-Можем ли мы их назвать родственниками ?
-Почему?
6.Игра.
-Задание №4. В сеть попала рыба ,помогите ей приплыть домой ?
Налим. Щука. Окунь. Язь. Судак. Карась. Линь. Пескарь. Чебак.
ЯЗЬ
ЛИНЬ
ОКУНЬ
КАРАСЬ
ПЕСКАРЬ
-Почему вы взяли этих рыб и убрали другие?
-Что общего у этих рыб?
-Какие из них мирные рыбы, а какие хищные?
-Где живут эти рыбы?
-Можно ли в нашей Шайтанке ловить рыбу сетью? Почему нет?
Ш. Заключительная часть.
1.Закрепление изученного материала .
*Задание№5.По описанию некоторых особенностей строения рыб определите, хорошо или плохо они плавают.
А). Рыба имеет вытянутую форму тела , заостренную голову ,сильный хвост и мышцы , изгибающееся туловище;
Б). У рыбы большая голова, толстое туловище.

*Задание№6. Загадки.
1.У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала.
1. Колючий, а не ёж, и руками эти иглы не возьмёшь.
2. Кто захочет съесть меня, плавники открою я.
3. Хвостиком виляет, зубаста, кусает, но не лает.
2.Итоги урока.
-Скакими видами рыб вы познакомились?
-Какой способ питания у этих рыб?
-Где живут?
-Что общего, и какое отличие?
-Почему употребляют в пищу?
-Что такое рахит?
-Какими рыболовными снастями можно ловить рыбу в нашей реке?
-Можем ли мы оказать помощь нашим водоёмам?
-Каким образом?
3.Домашнее задание.
Стр. 54-55. Читать, отвечать на вопросы.
-Найти загадки и пословицы о рыбах.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.