развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

Автор-составитель: Кухмистрова Галина Михайловна
Учитель – логопед, высшая квалификационная категория.
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Электронный адрес для связи с автором: gala301155@mail.ru

В настоящее время большинство специалистов: Алябьева Е.А., Чистякова М.И., Ванюхина Г.А. склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма учащегося, без развития общего, эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Проблема регуляции поведения учащихся, формирование эмоциональной стабильности для педагогов коррекционных школ весьма актуальна.

В содержание логопедических занятий необходимо вводить игры и упражнения на формирование эмоциональной стабильности у учащихся с системным недоразвитием речи.
При подборе игр и упражнений на формирование эмоциональной стабильности у учащихся следующие направления:
Психогимнастика – целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.
Мимика – движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя учащихся изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у них не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек.
Выразительные движения лица и тела. Такие тренировки помогают учащимся осмыслению сцепления определенных мускулов лица с определенными переживаниями
Познания мира через движения и эмоции, преодоление патологических проблем помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволит:
- выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
- стабилизировать общий тонус организма;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- улучшить фонематический слух;
- формировать умение изменять модуляцию;
- улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
- повысить речевую активность;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение,
- тренировать психомоторные реакции (мимику, пантомимику, тактильную моторику).

Важно, чтобы учащиеся научились изображать при помощи мимики и жестов такие эмоциональные состояния, как боль, гнев, радость, печаль. Грусть, страх, сомнение, подозрительность, равнодушие.

Поэтому на начальных этапах мимические упражнения рекомендовала выполнять перед зеркалом, чтобы учащиеся имели возможность контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения.

Движения и речевой материал предварительно не разучиваем,
проводим по подражанию с учителем – логопедом.
Проводила этюды типа «Удивление» и «Сердитый дедушка», «Зеленый чай» тренировала мышцы, отвечающие за брови, нос и губы.

«Вот так поза»
Цель игры: Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все учащиеся вернуться в исходное положение.
Этюды на выражение основных эмоций.
«Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза. Ногу выставит вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.
Этюды на выражение удивления.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Выполняли упражнение на подражание петуху и цыплятам во время проговаривания потешки:
Пестрый Петя, Петенька
Пел пеструшкам песенки.
С ним цыплята Пи, Пи, пи
Подпевали: пи-пи-пи.
Но пришел другой петух –
Полетели перья, пух…
Вот так беспорядки!
И пищат цыплятки: пи – пи – пи.

Игра с шишками.
Задачи:
- развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметами;
- развивать внимание;
- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции;
- оптимизировать тонус рук и плечевого пояса;
- формировать пространственное восприятие, обучать различению прямой и левой руки.

Мама с мишками играла,
Шишки разные кидала.
Имитирую «бросание» воображаемой шишки, учащиеся внимательно следят, кому бросают «шишку», совершают хватательные движения правой рукой.
Медвежата их поймали
С силой сжали, разломали.
Сильно сжимают кулачок.
В стороны бросали,
Выполняют бросающие движения.
А ручки отдыхали.
Потряхивают расслабленно кистями рук.

Это упражнение выполняется с различными степенями сложности. Учащимся младших классов для привлечения внимания при «бросании» можно дать инструкцию: «Таня, лови!» «Саша, лови!» Старшие учащиеся, подготовленные следят за направлением взгляда и движения руки учителя – логопеда. Учащиеся могут «ловить шишки», двумя руками, сначала левой, затем правой. Или поймать шишку правой рукой, переложить в левую. Поймать шишку левой рукой, переложить в правую.

Если дети хорошо знакомы с игрой, можно постепенно увеличить темп или «бросать шишки», неожиданно. Учащиеся с большим удовольствием выполняют эти задания.
При изучении лексической темы «Овощи» использую речедвигательные упражнения на развитие общей моторики, пантомимики.

Учащиеся надевают шапочки разных овощей и выполняют движения под стихотворный рассказ учителя – логопеда: «Мы пришли в огород, где растет много овощей».
Вот все рядышком сидят
Учащиеся сидят на стульях
И на солнышко глядят
Жмурятся.
Выбегает тут редиска
Выбегает ученик «редиска» кланяется, кружится на носочках, улыбается, садится на место.
Поклонилась низко – низко,
На носочках покружилась
И на место воротилась.
Выходит ученик «помидор», важно осматривает всех детей.
Мимика. Плечи развернуты, слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

Вот протопал очень важно,
Посмотрел на всех отважно
Очень красный, сочный,
сладкий,
Дождем вымытый на грядке,
помидор.
А зеленая капуста.
Выразительные движения. Хлопает в ладоши, прыгает, пританцовывает, делает руки в стороны, поворачивается вправо-влево, садится.
Растопырив листья густо,
Прошуршала, прошумела
И на место тихо села.
Вышла важная картошка.
Музыка латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».
Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка, кружится, садится на место.
Поплясав еще немножко,
Повертелась, покружилась
И на место воротилась.
А за ней сердитый лук
Выходит ученик «лук», под музыку П. Хоффера « Битва», сдвинув брови, сощуренные глаза нижняя губа закушена, высоко поднимая колени, и садится на место.
По дорожке прошагал
И на грядку снова встал.
Выполняем пластические этюды.
Изобразить капусту на грядке, кабачок, подставивший солнышку бочок, соленые огурцы в банке.

«Сажаем огород». Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Уборка урожая. Показать, как вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, пушите фасоль и горох.
Образно – пластическое творчество детей.
Угадайте, что делаю. Показываю действия, например, мытье и чистка овощей, шинкование капусты. Затем учащиеся сами придумывают действия и показывают их.

На занятиях по развитию речи провожу различные драматизации сказок. Такие занятия провожу с использованием речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики.
Перед началом драматизации сказки «Заюшкина избушка» подхожу к каждому учащемуся, дотрагиваюсь до него блестящей указкой (волшебной палочкой) со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы – герои сказки.
Ваня – не ученик,
Ваня – зайчонок,
Таня – не ученица,
Таня – хитрая лиса.
Петя – не ученик,
Петя – собака.
Гриша – не ученик,
Гриша – медведь.
Саша – не ученик,
Саша - петушок.

В это время дети закрывают глаза, расслабляются и открывают их только после прикосновения «превращения».
Слова учителя - логопеда: «Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная.
(Выбегает « лиса», кланяется, кружится на носочках, садится на место).
А у зайца – лубяная.
Выходит «заяц».
Выразительные движения. Откинуть назад голову, Приподнять брови, улыбнуться.
Пришла весна – красна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.
(Выразительные движения для лисы: положение, сидя, ноги раздвинуть, тело отклонить назад, подбородок слегка приподнят, улыбка).
Для зайца: рот раскрыт, брови и верхние века приподняты.
Идет зайчик, плачет. (Руки на щеках, покачивает головой).
Ему навстречу собака: «Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик плачешь?»
Мимика. Брови и верхние веки приподнимаются.
«Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала».
Выразительные движения. Приподнять брови, опустить уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка развести, ладони раскрыть.
«Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу».
Мимика. Приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.
Подошли они к избушке. Собака забрехала: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!»
Выразительные движения: Ярость, сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенные. Рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Голову откинуть назад и втянуть в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет, плачет.
Руки на щеки, покачивает головой.
Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?»
Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние века приподняты.
- «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала».
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвинуты. Губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
«Не плачь, я твоему горю помогу».
Мимика. Плечи развернуты, ноги, слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: «Поди, лиса, вон!»
Выразительные движения: Ярость, сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенные. Рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Положение, сидя, ноги раздвинуты, тело отклонить назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик, плачет пуще прежнего.
Руки на щеках, качает головой.
Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?»
Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние века приподняты.
«Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала».
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвинуты. Губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
«Пойдем, я твоему горю помогу».
Мимика. Плечи развернуты, ноги, слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
«Нет, петух, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать». – «Нет, выгоню!»
Выразительные движения. Поза. Положение стой, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика. Уверенный взгляд.
Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держит воображаемый автомат.
Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь…»
Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
Петух опять: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держит воображаемый автомат.
Лиса опять говорит: «Одеваюсь…»
Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
Петух в третий раз: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держит воображаемый автомат.
Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. Убегает
И стал зайчик опять жить – поживать в лубяной избушке.
Зайчик хлопает в ладоши. Улыбка.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.