Эссе Мои предки — оренбуржцы

Эссе «Мои предки — оренбуржцы»

Автор: Воронина Диана Ташбулатовна
Учитель начальных классов, высшей категории
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Новотроицка Оренбургской области»

Башкиру – вотчиннику обязательно
знать три вещи: первое – своё проис-
хождение, то есть свою родословную;
второе – название звёзд; третье – пре-
дания и народный эпос.
Мухаметсалим Уметбаев.

В незапамятные времена, когда Господь раздавал землю каждому народу, мой предок, увлекшись погоней за зверем, во время охоты, опоздал на этот делёж. Глядя на опоздавшего, Господь узрел в нём немало положительных черт и решил отдать ему землю, которую уготовил для себя. Это было — Приуралье, бассейны рек: Урал, Самара, Иртыш, Тобол, Ток и другие.

Мои предки башкиры, населяющие, этот благословенный край, вели осёдлый и полукочевой образ жизни, вдоль рек и озёр. Занимались они рыболовством, скотоводством, бортничеством, земледелием. Первое письменное упоминание о башкирах, как о нации, отмечено в записях багдадского путешественника Ибн Фадлана в 922 году. Он пишет, что для башкир – язычников это было переломное время, связанное с принятием Ислама. Воинственность народа того времени объяснялось тем, что на протяжении тысячелетий не прекращались притязания на земли башкир, простиравшиеся от Волги до Иртыша и Тобола. Вся башкирская земля была поделена между родами, даже во времена господства Чингисхана эти границы сохранялись. Это было и позже при захвате Ногайской Ордой и по присоединении к России, что неоднократно подтверждалось царскими указами.

Из существующих семи родов башкир самый многочисленный род Табын, который составляет 60% от всей численности народа. Этот род состоит из 12 подродов, одним из них и является мой род йомран – табын.

Все поимённые описания родословной являются итогом кропотливого труда над «шежере» (в переводе с башкирского родословная) моих предков.

Первым учёным, востоковедом, литератором, публицистом, общественным деятелем XIX века написавшим и оставившим неизгладимый след в культуре и истории башкирского народа стал мой родственник Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев. Его многосторонние увлечения литературой, духовным миром народа, эстетикой, философией, нравственными устоями предков отразились в его произведениях.

Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев

Это благодаря ему, мы, живущие в XXI век, держим в руках огромную ценность – нашу родословную.

Так кто же он, оставивший такое прекрасное древо? Вникая в судьбы людей из «шежере» начинаешь понимать, почему именно эти черты, эти склонности характера наблюдаются во мне.

Сын Ишмухамета Мухаметсалим родился 21 августа 1841 года в Оренбургской губернии Йомран Табынской волости. Отец и мать были людьми с передовыми взглядами, грамотными, начитанными и уважаемыми в своем окружении. Мухаметсалим начальное образование получил в местном медресе. А далее путь к познанию продолжился в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева. По окончании работает переводчиком в Йомран Табынском кантоне, затем секретарём волостного мирового посредника. В тоже время его назначают волостным старшиной. В 1879 году учёный переезжает в Стерлитамак, где обучает детей русскому языку. Немного позже он продолжает педагогическую деятельность в Уфе в сиротском приюте и одновременно работает переводчиком в Управлении Мусульманской канцелярии.

В 1883 году выбран членом Оренбургского географического общества. И, несмотря на не важное здоровье, он продолжает вести общественную работу. В эти годы (1886 — 1899) он с головой окунается в исследования башкирского устного творчества, в историю народа, изучает культуру, фольклор, пишет научно – популярные рассказы, очерки. Его имя можно найти а энциклопедиях России и Башкортостана.
Это М.И.Уметбаев воссоздал родословную йомран -табынцев по мужской линии. Как ни странно в основе генеалогического древа стоит имя Эмир Гураган Тимура. Так распорядилась судьба народа, что завоевания последователей великого Тимура дошли и до Урала.

Эмир Гураган Тимур
«Шежере» жителей Каепкулова Александровского района, представителей рода йомран-табын начинается с Эмира Гурагана Тимура, далее следуют астраханские ханы: Фейрузшах – Гирей-хан – Хани Углан – Туктар-бий, Йомран Мырзаш – Саитбай и другие.
О Хани Углане сведения взяты из книги М.Уметбаева «Башкиры» там говорится: «Хани Углан пришёл из города Аждерхан (Астрахань). После кончины Гирейхана Углан пришёл на Урал, чтобы подчинить себе башкир. Мирным путём попросил у аксакалов место для своего юрта, т.е. поселения. Старейшины дали согласие. Хани Углан взял в жёны дочь Ялманбия, тем самым породнился с башкирами. От этого брака родился мальчик, наречённый Туктарбием.
Смерть астраханского хана Тимуркутлу-хана вынудила Хани Углана вернуться к пристолу ханства Астрахани потому, что у Тимуркутлу не было сыновей. Но глава башкирского рода йомран-табын поставил условие: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из ханского рода!» – оставили Туктар-бия с матерью. Став взрослым, Туктар-бий пошёл искать отца со своими сверстниками на юг. Пересекая местность, где протекала река Ток, он удивился зрелищу – река кишела крупной рыбой, чешуя которой сверкала на солнце, словно серебряные монеты. И произнес: «О, эта река сытости!» И остановились на её берегу, а затем его сыновья расселились вдоль этой реки, образовав сёла носящие имена его сыновей: Каепкул, Исянгул, Курпяс, Шарип, Юлтый Александровского района».

В ту пору каждый род имел родовую символику: клич, дерево, птицу и печать. И у нашего рода был своя символика: клич (оран) – «салават»; дерево – лиственница; птица – орёл-стервятник; тамга (печать) – ребро.

У моих предков-вотчинников, проживавших в Оренбургской губернии право на земельную родовую собственность было с незапамятных времён и распространялось только согласно межродовых законов. Вышедшие за пределы землевладением башкиры назывались припущенниками или тептярами.

В России вотчина возникла в X- XI веках и в XIII-XV веках являлась основным видом землевладения. После присоединения Башкортостана к России это право официально юридически было закреплено за башкирами в жалованных грамотах.

По итогам Генерального межевания к 20-м годам XIX века в Оренбургской губернии площадь, занимаемая башкирами-вотчинниками составила 12,8 млн.десятин земли(45% территории губернии). За пользование вотчинными землями с XIX века в казну России башкиры платили налоги, ясак.

В настоящее время на вотчинных землях моих предков сохранились древние поселения, многие из них в Советское время исчезли, в связи с укрупнением хозяйств. В Александровском районе некоторые сёла заложенные сыновьями моего предка Туктурбия до сих пор существуют. А потомки Углан хана и Туктарбия из рода Йомран-табын до сих пор сохраняют обычаи и традиции народа. Из уст в уста в селе Каепкулово Александровского района передаются легенды, предания, кубаиры, баиты о природе, судьбах, о звёздах. Ещё сохранён древний эпос Урал-батыр, которому не одна тысяча лет. Долгими зимними вечерами старики, как и раньше, рассказывают о былом в сказаниях и баитах. Ежегодно проводятся праздники «Шежере-байрам», «Сабантуи», «Здравствуйте, односельчане!»
Это Токсоранская земля (Новосергиевский, Александровский, Красногвардейский районы) ещё помнит своих героев, которые множили честь и славу своего рода, защищали интересы России в русско-турецкой войне, в войнах 1812 года, 1914 года, гражданскую и Великую Отечественную.

Люди этого края внесли огромный материальный и финансовый вклад в строительство символа башкир Караван-сарай.

Мой прадед Ахуньян Гильметдинович Саитов вернулся с Первой мировой войны ослепшим после ранения, кавалером четырёх Георгиевских крестов. Мой дед Хайбрахман Ахунович Саитов воевал на фронтах Великой Отечественной войны, имея множество наград. Его путь к Берлину лежал через Ростов-на-Дону в составе 83-ей Кавалерийской дивизии, 13 танковой бригады, водителем легендарной «Катюши». День Победы встретил в Берлине.
Дед в своих рассказах о предках, о нравах, обычаях всегда говорил о важности сохранения родовой чести, совести, подчёркивая, что у нас в роду нет не путёвых родственников и надо всегда стремиться к знаниям. Прожил он славную трудовую жизнь, проработав в одном хозяйстве более 50 лет водителем, начиная с древней «полуторки» и кончая легковым УАЗом. Как-то на мой вопрос, почему у него такое длинное имя – Хайбрахман, он ответил смеясь: «Моя мама хотела, чтобы я долго жил…» В нашем роду, действительно, много долгожителей. Дед Хайбрахман говорил, что долгая жизнь дается тем, кто праведно живёт, делает добро, любит людей и жизнь.

Такими были и останутся в памяти моих сородичей славные сыны рода Йомран-Табын. Надо отметить, что в нашей родословной есть имена известных писателей и поэтов: Даут Юлтый и Сагит Агиш; народный артист и драматург Сахи Саитов; кинорежиссёр, один из основателей кино и телевидения Башкортостана, актёр Амир Абдразаков, отец прославленных оперных певцов Илдара и Аскара.

Даут Юлтый Сагит Агиш Амир Абдразаков И. и А.Абдразаковы

Они известны далеко за пределами нашего края своим творчеством и душой искренне любящими свой народ и родной край.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.