развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Эссе "Мои предки - оренбуржцы"

Автор: Воронина Диана Ташбулатовна
Учитель начальных классов, высшей категории
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Новотроицка Оренбургской области»

Башкиру – вотчиннику обязательно
знать три вещи: первое – своё проис-
хождение, то есть свою родословную;
второе – название звёзд; третье – пре-
дания и народный эпос.
Мухаметсалим Уметбаев.

В незапамятные времена, когда Господь раздавал землю каждому народу, мой предок, увлекшись погоней за зверем, во время охоты, опоздал на этот делёж. Глядя на опоздавшего, Господь узрел в нём немало положительных черт и решил отдать ему землю, которую уготовил для себя. Это было - Приуралье, бассейны рек: Урал, Самара, Иртыш, Тобол, Ток и другие.

Мои предки башкиры, населяющие, этот благословенный край, вели осёдлый и полукочевой образ жизни, вдоль рек и озёр. Занимались они рыболовством, скотоводством, бортничеством, земледелием. Первое письменное упоминание о башкирах, как о нации, отмечено в записях багдадского путешественника Ибн Фадлана в 922 году. Он пишет, что для башкир – язычников это было переломное время, связанное с принятием Ислама. Воинственность народа того времени объяснялось тем, что на протяжении тысячелетий не прекращались притязания на земли башкир, простиравшиеся от Волги до Иртыша и Тобола. Вся башкирская земля была поделена между родами, даже во времена господства Чингисхана эти границы сохранялись. Это было и позже при захвате Ногайской Ордой и по присоединении к России, что неоднократно подтверждалось царскими указами.

Из существующих семи родов башкир самый многочисленный род Табын, который составляет 60% от всей численности народа. Этот род состоит из 12 подродов, одним из них и является мой род йомран – табын.

Все поимённые описания родословной являются итогом кропотливого труда над «шежере» (в переводе с башкирского родословная) моих предков.

Первым учёным, востоковедом, литератором, публицистом, общественным деятелем XIX века написавшим и оставившим неизгладимый след в культуре и истории башкирского народа стал мой родственник Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев. Его многосторонние увлечения литературой, духовным миром народа, эстетикой, философией, нравственными устоями предков отразились в его произведениях.

Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев

Это благодаря ему, мы, живущие в XXI век, держим в руках огромную ценность – нашу родословную.

Так кто же он, оставивший такое прекрасное древо? Вникая в судьбы людей из «шежере» начинаешь понимать, почему именно эти черты, эти склонности характера наблюдаются во мне.

Сын Ишмухамета Мухаметсалим родился 21 августа 1841 года в Оренбургской губернии Йомран Табынской волости. Отец и мать были людьми с передовыми взглядами, грамотными, начитанными и уважаемыми в своем окружении. Мухаметсалим начальное образование получил в местном медресе. А далее путь к познанию продолжился в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева. По окончании работает переводчиком в Йомран Табынском кантоне, затем секретарём волостного мирового посредника. В тоже время его назначают волостным старшиной. В 1879 году учёный переезжает в Стерлитамак, где обучает детей русскому языку. Немного позже он продолжает педагогическую деятельность в Уфе в сиротском приюте и одновременно работает переводчиком в Управлении Мусульманской канцелярии.

В 1883 году выбран членом Оренбургского географического общества. И, несмотря на не важное здоровье, он продолжает вести общественную работу. В эти годы (1886 - 1899) он с головой окунается в исследования башкирского устного творчества, в историю народа, изучает культуру, фольклор, пишет научно – популярные рассказы, очерки. Его имя можно найти а энциклопедиях России и Башкортостана.
Это М.И.Уметбаев воссоздал родословную йомран -табынцев по мужской линии. Как ни странно в основе генеалогического древа стоит имя Эмир Гураган Тимура. Так распорядилась судьба народа, что завоевания последователей великого Тимура дошли и до Урала.

Эмир Гураган Тимур
«Шежере» жителей Каепкулова Александровского района, представителей рода йомран-табын начинается с Эмира Гурагана Тимура, далее следуют астраханские ханы: Фейрузшах – Гирей-хан – Хани Углан – Туктар-бий, Йомран Мырзаш – Саитбай и другие.
О Хани Углане сведения взяты из книги М.Уметбаева «Башкиры» там говорится: «Хани Углан пришёл из города Аждерхан (Астрахань). После кончины Гирейхана Углан пришёл на Урал, чтобы подчинить себе башкир. Мирным путём попросил у аксакалов место для своего юрта, т.е. поселения. Старейшины дали согласие. Хани Углан взял в жёны дочь Ялманбия, тем самым породнился с башкирами. От этого брака родился мальчик, наречённый Туктарбием.
Смерть астраханского хана Тимуркутлу-хана вынудила Хани Углана вернуться к пристолу ханства Астрахани потому, что у Тимуркутлу не было сыновей. Но глава башкирского рода йомран-табын поставил условие: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из ханского рода!» – оставили Туктар-бия с матерью. Став взрослым, Туктар-бий пошёл искать отца со своими сверстниками на юг. Пересекая местность, где протекала река Ток, он удивился зрелищу – река кишела крупной рыбой, чешуя которой сверкала на солнце, словно серебряные монеты. И произнес: «О, эта река сытости!» И остановились на её берегу, а затем его сыновья расселились вдоль этой реки, образовав сёла носящие имена его сыновей: Каепкул, Исянгул, Курпяс, Шарип, Юлтый Александровского района».

В ту пору каждый род имел родовую символику: клич, дерево, птицу и печать. И у нашего рода был своя символика: клич (оран) – «салават»; дерево – лиственница; птица – орёл-стервятник; тамга (печать) – ребро.

У моих предков-вотчинников, проживавших в Оренбургской губернии право на земельную родовую собственность было с незапамятных времён и распространялось только согласно межродовых законов. Вышедшие за пределы землевладением башкиры назывались припущенниками или тептярами.

В России вотчина возникла в X- XI веках и в XIII-XV веках являлась основным видом землевладения. После присоединения Башкортостана к России это право официально юридически было закреплено за башкирами в жалованных грамотах.

По итогам Генерального межевания к 20-м годам XIX века в Оренбургской губернии площадь, занимаемая башкирами-вотчинниками составила 12,8 млн.десятин земли(45% территории губернии). За пользование вотчинными землями с XIX века в казну России башкиры платили налоги, ясак.

В настоящее время на вотчинных землях моих предков сохранились древние поселения, многие из них в Советское время исчезли, в связи с укрупнением хозяйств. В Александровском районе некоторые сёла заложенные сыновьями моего предка Туктурбия до сих пор существуют. А потомки Углан хана и Туктарбия из рода Йомран-табын до сих пор сохраняют обычаи и традиции народа. Из уст в уста в селе Каепкулово Александровского района передаются легенды, предания, кубаиры, баиты о природе, судьбах, о звёздах. Ещё сохранён древний эпос Урал-батыр, которому не одна тысяча лет. Долгими зимними вечерами старики, как и раньше, рассказывают о былом в сказаниях и баитах. Ежегодно проводятся праздники «Шежере-байрам», «Сабантуи», «Здравствуйте, односельчане!»
Это Токсоранская земля (Новосергиевский, Александровский, Красногвардейский районы) ещё помнит своих героев, которые множили честь и славу своего рода, защищали интересы России в русско-турецкой войне, в войнах 1812 года, 1914 года, гражданскую и Великую Отечественную.

Люди этого края внесли огромный материальный и финансовый вклад в строительство символа башкир Караван-сарай.


Мой прадед Ахуньян Гильметдинович Саитов вернулся с Первой мировой войны ослепшим после ранения, кавалером четырёх Георгиевских крестов. Мой дед Хайбрахман Ахунович Саитов воевал на фронтах Великой Отечественной войны, имея множество наград. Его путь к Берлину лежал через Ростов-на-Дону в составе 83-ей Кавалерийской дивизии, 13 танковой бригады, водителем легендарной «Катюши». День Победы встретил в Берлине.
Дед в своих рассказах о предках, о нравах, обычаях всегда говорил о важности сохранения родовой чести, совести, подчёркивая, что у нас в роду нет не путёвых родственников и надо всегда стремиться к знаниям. Прожил он славную трудовую жизнь, проработав в одном хозяйстве более 50 лет водителем, начиная с древней «полуторки» и кончая легковым УАЗом. Как-то на мой вопрос, почему у него такое длинное имя – Хайбрахман, он ответил смеясь: «Моя мама хотела, чтобы я долго жил…» В нашем роду, действительно, много долгожителей. Дед Хайбрахман говорил, что долгая жизнь дается тем, кто праведно живёт, делает добро, любит людей и жизнь.

Такими были и останутся в памяти моих сородичей славные сыны рода Йомран-Табын. Надо отметить, что в нашей родословной есть имена известных писателей и поэтов: Даут Юлтый и Сагит Агиш; народный артист и драматург Сахи Саитов; кинорежиссёр, один из основателей кино и телевидения Башкортостана, актёр Амир Абдразаков, отец прославленных оперных певцов Илдара и Аскара.

Даут Юлтый Сагит Агиш Амир Абдразаков И. и А.Абдразаковы

Они известны далеко за пределами нашего края своим творчеством и душой искренне любящими свой народ и родной край.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.