развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" для 7 класса

Автор: Шарипова Эльза Сабаховна
учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РФ

Цели:
• активизировать познавательную деятельность детей,
• развивать логику, интеллект,
• способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
• воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование и материалы:
• таблицы с указанием очков (2 шт.),
• листы для подсчета очков игроков,
• 6 парт,
• жетоны.

Объяснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие предназначено для 7-8 классов школ с русским языком обучения.
В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры

1 этап. Объяснение правил

Ведущий объясняет ход игры и правила.

Кот в мешке: очки за правильный ответ не соответствуют заявленному количеству (может быть больше или меньше), вопрос надо отдать другому игроку.
Вопрос-аукцион: вопрос можно перекупить, предложив большее количество очков.

2 этап. Отборочный – 1 тур

Из числа присутствующих отбирается 12 человек, которые быстро и правильно отвечают на предложенные вопросы.

Вопрос 1
Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает
Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)
Вопрос 2
Всем знаком фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант. (Ответ: от альфы до омеги)

Вопрос 3
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир я отражаю.
Но одну букву замени –
Я по болоту зашагаю.
(Ответ: капля – цапля)

Вопрос 4
Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею,
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
(Ответ: лук – луг)

Вопрос 5-8
Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов и объясните значение: ахиллесова ____, прокрустово ____, ариаднина ____, эзопов ____. (Ответ: ахиллесова пята – слабое место, прокрустово ложе – мерка, под которую насильственно что-либо подгоняется, ариаднина нить – способ, помогающий выйти из трудного положения, эзопов язык - иносказание)
Вопрос 9
Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную)
Вопрос 10
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
Вопрос 11
Какое имя числительное приказывает? (три)
Вопрос 12
Решите звуковую пропорцию: в : ф = з : ? (с)

3 этап. Отборочный – 2 тур

Из 12 игроков отбирается 6 человек, которые быстро и правильно отвечают на предложенные вопросы.

Вопрос 1
Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)
Вопрос 2
Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать.
В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Драться)
Вопрос 3
Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
Вопрос 4
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Вопрос 5
Эта часть слова служит для образования форм слова. (Окончание)
Вопрос 6
Определите способ образования слова подоконник. (Приставочно-суффиксальный)
Вопрос 7
Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)
Вопрос 8
Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
Вопрос 9
В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова. (Этимологический)
Вопрос 10
Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)
Вопрос 11
Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
Вопрос 12
Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм)

4 этап. 1 тур «Своей игры»

Фонетика

1-1
Сколько гласных букв и звуков в русском языке. (10 букв и 6 звуков)

1-2
Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
(Ответ: Петя) 1-3

Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.
(Ответ: ноль, ложь, рай)

1-4
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
Какие буквы опоздали? (Ответ:ё, й, ъ, ы, ь)

Лексика

2-1
А.С. Пушкин.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?
(Ответ: ветрило – парус)

2-2
Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.
(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)

2-3 /Вопрос-аукцион от 10/
На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники?
(Ответ: Неправильно. Говядина – “это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – “свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)

2-4
В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:
И все, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами – в силу поговорки
Насчет пера и топора.
Какую поговорку имеет в виду автор?
Какой фразеологизм использован в этих строках?
(Ответ: Что написано пером, не вырубишь топором. От корки до корки)

Этимология

3-1
В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” - писать))


3-2/Кот в мешке за 50/
“Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.
(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)

3-3
Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шАбаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”.
(Ответ: тайфун)

3-4
Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?”
(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)

Грамматика

4-1
Сколько частей речи в русском языке? (10)

4-2
Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)

4-3
Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

4-4
Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
Сколько в этом отрывке причастий?
(Ответ: 4 причастия)

5 этап. 2 тур «Своей игры»

Фольклор

1-1
Эта замечательная сказительница немало способствовала становлению таланта Пушкина-сказочника. (Арина Родионовна Яковлева)

1-2
Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово Муромской области)

1-3
На какие тематические группы делятся русские народные сказки? (Волшебные, Бытовые, О животных)

1-4
Это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности - средство испытания мудрости, теперь - народная забава (Загадка)

Мифология

2-1
В каких родственных отношениях состояли Зевс и Гера? (брат и сестра, муж и жена)

2-2
Как звали жену Аида, богиней чего она была? (Персефона, богиня природы)

2-3
Назовите римские соответствия Афродиты и Артемиды. (Венера и Диана)

2-4 /Кот в мешке за 30/
Как звали богинь судьбы и какую функцию они выполняли? (мойры: Клото- срок жизни; Лахесис – жребий; Атропос – запись в книгу)

Знаменитости

3-1
Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.)

3-2
Этот человек в звании мичмана решил оставить военную карьеру и занялся лингвистикой. Известен как составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” (Владимир Иванович Даль )

3-3
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: “Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”. Евстигнеев берет ручку и пишет. Вопрос: Какое слово и как написал артист?
(Ответ: Никада)

3-4
Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово “хулиган”?
(Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)

Теоретика

4-1 /Вопрос-аукцион от 50/
Образное преувеличение. (Гипербола)

4-2
Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)

4-3
Цепь событий в их причинно-временной последовательности, составляющая сюжет произведения. (Фабула)

4-4
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Определите стихотворный размер
(Трехстопный хорей)

6 этап. Подведение итогов игры

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.