Февраль — урок по окружающему миру 1 класс

Февраль-месяц метелей и вьюг

Урок по окружающему миру
1 класс

Подготовила: Хочай Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Прогимназия
" г.Сургут Тюменской области

Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с
изменениями, происходящими в природе.
2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.
3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений,
любознательность, внимательность.
4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
5) продолжить работу над умением работать в группах и
самостоятельно.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:
- развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
метапредметные результаты:

регулятивные УУД
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

познавательные УУД
- строить рассуждения;
- обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД
-строить понятные для партнёра высказывания;
- владеть диалогической формой речи.

Скачать презентацию в Power Point «Февраль-месяц метелей и вьюг» >>

Ход урока.

I. Орг. момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Введение в тему урока.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица.
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
-Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке?( о зиме)
- Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима. (2слайд)
- Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока.
- Но для этого вы должны отгадать загадку, которую она для вас приготовила.
Снег мешками валит с неба. (3слайд)
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это? (февраль)

- Подумайте, как может называться тема нашего урока?
-Какие явления природы мы наблюдали в этом месяце? (ветер, морозы, вьюгу, оттепель)
- Давайте откроем уч-к на стр30 и прочитаем тему урока, которую принесла нам Зима.
(4 слайд)

III. Сообщение темы урока.

IV. Работа по теме.
1.Беседа
- Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц? (3)

— А какой по счёту в году? (2)
- О каком месяце говорят: «Году-начало, зиме-середина»? (январе)

— Назовите месяц, который год заканчивает (декабрь)
- А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.
- Волшебница-Зима предлагает вспомнить загадку и сказать, какие природные явления указывают на февраль.

2.Работа по учебнику с 30. (5 слайд)
Давайте, ребята прочитаем рассказ « Февраль-конец зиме»
. -А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится.
(Чтение текста хорошо читающими детьми.)
Учитель:
- О каких же явлениях природы в нём говорится?
- Ребята, в тексте февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг.
- Наша гостья хочет узнать, а знаете ли вы, почему этот месяц так называют?
Учитель:
Д.м. В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга.
- Как вы думаете, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»?

3. Работа в парах со словарём Ожегова
(Дети находят слово и зачитывают его значение.)
Учитель:
Обобщение: Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (6 и 7слайд)
Сильную метель называют бураном или пургою.
Недаром в народе говорят «Январю морозы, февралю метели»
- Ещё в феврале часто бывает и оттепель. (8 слайд)
- Кто знает, что это такое?
Ученик: Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять.
Учитель:
- А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель)
- Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

Учитель:
- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.
V. Физминутка
Солнце землю греет слабо,( руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы,
Побелел морковный нос (.Поворот вокруг себя и показывают нос)

VI. Обобщение знаний.

- А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней снова отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.
- Вы согласны?
- Тогда вперёд!
- Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это Волшебница-Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд, который она приготовила и узнали что это такое.
- Отгадаете?

4 Работа с кроссвордом. (9 слайд)
1. Гуляю в поле, летаю на воле,
кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (пурга)

2. Кто это, воя,
Без крыльев летает
И без метёлки
Следы заметает.
Лепит сугробы из снежного теста,
Передвигая их с места на место (вьюга)

3. Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)

4. Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше. (снегопад)

— Что же нам мешает? (сугроб)
- Мы преодолеем снежный сугроб и,… наконец-то мы в лесу! (10 слайд)
- А что же тут происходит?
- Закройте глазки прислушайтесь…
- Что вы услышали?
- А что увидели?
5 Работа по учебнику. Чтение текста «Лесные картинки».
- А теперь послушайте, как сказано об этом в тексте, который называется
«Лесные картинки» на стр30 учебника.
6. Беседа по тексту.
- О каких зверях говорится в тексте?
- Какие животные проводят зиму в спячке?
- Зачем заяц путает следы?
- Как считаете, заяц труслив или осторожен?
--У кого в феврале рождаются медвежата?
Д.м. Но как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник.
- Может кто-то из вас знает, какие животные справляют свои свадьбы в феврале?
Д.м. – Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом
VII. Работа в группах.
- Наша гостья, Зима, хочет вас проверить, как вы знаете животных и домики, в которых они зимуют.
- Перед вами листочки.
- Нужно соединить линией рисунок животного с местом его зимовки. Выполните задание самостоятельно.

(Проверка) (11 слайд)

VIII. Работа по теме.

- Ребята, а знаете ли вы, кому трудно приходится зимой?
- Почему?
Ученик: Февраль – самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых.
И птицы нередко голодают.
Учитель:
- Как же вы можете помочь и животным, и птицам пережить это трудное время?
- А кормушки можно сделать из разного материала. (12слайд)
- У кого из вас есть кормушки?
- Из чего они?

- Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, масленицу)

— В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет». (13слайд)
- И всё же, февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года.

— Посмотрите на картины. Многие художники восхищались нашей гостьей, Зимой, показывая её красоту.
 — А писатели и поэты восхищались в своих произведениях. (14, 15,16 слайд)
 — И сейчас ребята прочитают нам отрывки из стихотворений.

С.Есенин «Берёза»
1. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустила кисти
Белой бахромой…

А.С.Пушкин «Зимнее утро»
2. А нынче, погляди в окно!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…

С.Я.Маршак «Февраль»
3. Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

 — Ну, что же, вот наша прогулка и подошла к концу. Нам пора возвращаться.
 — Давайте вернёмся в класс и подведём итог. (17 слайд)

Скачать презентацию в Power Point «Февраль-месяц метелей и вьюг» >>

Использованная литература:

1. Тетрадь к учебнику Окружающий мир 1 класс – Н.Ф.Виноградова,2012
2. Методические рекомендации к учебнику-тетради «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 2012
3. Окружающий мир 1 класс – Н.Ф.Виноградова, 2012
4. Тетрадь «Наблюдаем и трудимся» к учебнику Н.Ф.Виноградовой
«Окружающий мир», 2011

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.