Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход
к обучающимся в системе дополнительного образования

Выступление на заседании РМО педагогов дополнительного образования.

Автор: Руководитель творческого объединения
«Юный комбинатор»
Николаева Нина Алексеевна,
учитель математики МКОУ «Днепровская СОШ»

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.
Что бы обучение можно было считать личностно — ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

o уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
o особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
o особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
Личностно-ориентированный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на обучающегося.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучающемуся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагог и обучающийся создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и педагога. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Личностно — ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
o гуманно-личностные технологии;
o технологии сотрудничества;
o технологии свободного воспитания;

Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуа¬цию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом занятия, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписан¬ной методики организации, не подходит одновременно для всего класса. Педагог ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение обучающегося. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаи¬модействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от педагога и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструмен¬тария, но и выражения сочувствия, про¬явления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.

Конструирование учебной ситуации предпола¬гает использование следующих приемов:
1) представление элементов со¬держания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
2) усвое¬ние содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое об¬щение, рефлексию, самореализацию лич¬ности;
3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания.

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения.

Как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении в методе проектов?

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль обучающихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность педагога и обучающихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования.

Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на одном занятии для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Какие бывают типы проектов?
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент занятия, кроссворды.
г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие.

Учебных проектов великое множество: от проекта на одно занятие до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т. д...
Для обучающихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект — это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия обучающихся с педагогом и обучающихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Для педагога — это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. В результате у обучающихся вырабатываются умения:
 — сформулировать проблему;
 — поставить цель и спланировать деятельность;
 — самоанализа;
 — презентации своей деятельности и результатов;
 — поиска нужной информации;
 — практического применения знаний умений и навыков;
 — проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их стараюсь использовать прямо на занятиях объединения, начиная с 5 класса.
Примером таких работ могут являться:
5 класс – проект «Опрос общественного мнения» (цель: осмысление некоторых актуальных для них вопросов образования),
6 класс – проект «Великие математики», «Женщины математики» (цель: изучение биографий великих математиков, их вклада в науку), «История счета» (цель: изучение систем счисления), «Появление нуля» (цель: изучить историю чисел) и т.д.
Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у обучающихся формируются необходимые навыки и компетенции. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.

Проект – это «пять П».

1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух занятий (мини-проекты или краткосрочные проекты).
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3.Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Педагог корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт. Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ? конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на занятии, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Обучающиеся 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами становятся рефераты, эссе, презентации, доклады, творческие работы.
5. Презентация результатов — представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.

В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю обучающихся и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Положительные эмоции и успех рождают желание работать дальше.
Метод проектов разрушает школьную рутину.
Приобщение обучающихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Мной разработаны и внедрены в учебную деятельность на занятиях творческих объединений следующие индивидуальные и групповые проекты:

1. «Божественная пропорция». Интегрированный проект.
Этот проект состоит из мини – проектов. Каждый обучающийся выбирает себе тему по интересам. Дети, которые увлекаются музыкой, работают над проектом «Золотое сечение в музыке», дети, которые хорошо рисуют, выбирают тему «Золотое сечение в живописи», кто интересуется биологией работают над проблемой «Золотое сечение в природе» и т.д., таким образом, осуществляя индивидуальный, дифференцированный подход создается единый проект «Божественная пропорция»
2. Шифрование рисунков на координатной плоскости.
При знакомстве детей с координатной плоскостью эффективно сработал проект «Рисуем животных на координатной плоскости». При работе над данным проектом я говорю детям, что я, как и многие их них не умею рисовать. Но сейчас мы постараемся вместе показать каких красивых животных можно нарисовать, используя координатную плоскость.
В итоге создаются творческие работы обучающихся.
3. Игра Танграм.
В результате работы над этим проектом ребята индивидуально или в группах создают картины из фигур определенного вида. А затем рассчитывают площадь затраченных материалов. В результате данной работы обучающиеся повторяют свойства площадей, формулы для вычисления различных многоугольников.
4. Симметрия вокруг нас.
Интегрированный проект (межпредметный). Ребята выполняли индивидуальные проекты каждый в своем направлении: симметрия в природе, симметрия в физике, химии, технике, музыке, математике, в искусстве, живописи, в орнаментах, геометрические кружева. Все их проекты мы вставили в одну презентацию и получили большой проект «Симметрия вокруг нас»
5. Задачи со спичками.
Ребята не только находили готовые задачи со спичками из книг, ресурсов Интернет, но и составляли свои.
6. Ребусы.
Обучающиеся разгадывают ребусы, составляют свои.
7. Диаграммы.
Продуктом данного проекта является представление различных статистических данных в диаграммах. Например: распределение количества уроков в их классах по дням недели, успеваемость в классе, время, затрачиваемое на выполнение домашней работы, и другие
8. При изучении темы «Проценты в повседневной жизни», каждый обучающийся выполнял индивидуальный проект по проблеме «Проценты в жизни моей семьи».
9.Исследовательские работы «Народные секреты магических чисел», «Старинные меры длины в нашей жизни», «Математика на службе у экологии» были представлены на районной научно – исследовательской конференции, где заняли призовые места.

Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению математики. Дети видят связь между различными предметами, решают жизненные задачи. Именно на занятиях в детском объединении умения самоорганизации формируются в процессе работы над творческим проектом.

Таким образом, в деятельности детского объединения есть необходимость выработки системы работы, целью которой является развитие творческих способностей обучающихся и способствование развитию умений самоорганизации в деятельности ребенка через личностно — ориентированное обучение, индивидуальный, дифференцированный подход.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.