Как сохранить здоровье ребенка

Здоровый наследник.

Интервью с Игорем Михайловичем Воронцовым.
Справка: Воронцов И.М. — главный педиатр Северо-западного федерального округа, заведующий кафедрой педиатрии ФУВ и ПП, профессор, доктор медицинских наук, почетный академик Международной академии интегративной антропологии, Член королевского колледжа врачей Великобритании.
Сам Игорь Михайлович представляется просто как детский врач.

Вопрос: Игорь Михайлович, что включает в себя понятие здоровый ребенок?

Мы относимся к здоровью как к некой данности, полученной от Бога или в результате длительной эволюции. Есть большое количество специалистов в медицине, в частности мои коллеги педиатры, которые профессионально обязаны проводить оценки здоровья. У них есть разнообразные шкалы критериев здоровья. Они вкладывают в это в основном свое соматологическое, как мы говорим, понимание. То есть здоровье по состоянию органов, систем, функций.

Есть понятия здоровья, в которые вкладывается чуть-чуть элемент социальной дееспособности. Есть круг жизненных задач, функций, которые человек должен выполнять, должен быть независимым от помощи окружающих. И такие критерии существуют. На этих критериях работает система социальной квалификации уровня здоровья. Это определённый уровень классификации здоровья. Такие подходы применимы и к детям, конечно же, тоже.
Но вот сейчас стоит вопрос о том, что, наверное, где-то мы сталкиваемся с довольно существенными сдвигами в самом существе человека. Очень длительная история эволюции биологической, потом очень длительная история эволюции социальной. Человек сам меняет тот мир, в котором живет. И теперь очевидно вполне естественно, что этот измененный мир сам стал менять человека. Появляется своего рода порочный круг эволюции. Мы, простите, немножечко испакостили эту природу, мы ликвидировали много ценного того, что в ней было и теперь мы вынуждены нести за это определённую расплату. Нужно подчиняться новым законам, которые диктует нам вот эта измененная природа.

Это медикам очень тревожно. И возникает сегодня необходимость немножко по-новому смотреть на здоровье. Прежде всего, отдавая должное тому, что человек не может рассматриваться с позиций узкоспециальных, профессиональных, с позиций каких-то отдельных областей медицины, в частности педиатрии, как существо исключительно биофункциональное, сугубо органное, которое функционирует в этом мире на каких-то упрощенных, чисто физиологических законах. Нет, нам сегодня обязательно нужно говорить о здоровье как о здоровье психосоматическом. И понятие интеллекта и его функции, понятия духовности человека, они должны вписываться в этот контур здоровья с определенной обязательностью.

Я понимаю, что здесь возникнет очень много позиций и разных точек зрения. Есть платформа не только для дискуссий, но и для очень мощной конфронтации. Мы сегодня слишком как-то гиперболизировали понятие личностных свобод, прав. И при этом все-таки забываем о том, что свободы и личностные права должны обязательно быть ограничены тем кругом каких-то критериев свобод, которые не наносят ущерба, не являются паразитирующими на правах свободы других людей. Как говорил один из моих учителей, здесь, в Педиатрической академии, академик Баиров, великой мудрости был человек, и ученный, и врач, я все время вспоминаю его слова. Его традиционный тост на выпускных вечерах был: «Будьте счастливы, но не за счет других». Эта формула, которая вмещает в себя абсолютно всё.

Мы сегодня наблюдаем, что в природе человека происходят в какой-то степени очень многие, тонкие достаточно сдвиги. В моей соматической сфере я вижу появление большого количества детей с очень своеобразными клиническими проявлениями. С такой-вот минимальной, но, тем не менее, очень своеобразной функцией ряда тканей, органов и так далее. Еще более, так сказать, знаменательны и чуть-чуть тревожны те сдвиги, которые сегодня фиксируются в частности и у нас в стране, и еще более внимания этому уделяется за рубежом, сдвиги в состоянии интеллекта и психики. Это настолько яркие сдвиги, что они зачастую становятся основой для формирования каких-то спекулятивных концепций.

Например, вы слышали, наверное, в средствах массовой информации, да и не только, даже и в некоторых научных сферах сегодня дискутируется о якобы появлении какого-то нового подвида человека. При чем все это сегодня сосредоточено в детском возрасте. У них даже есть очень интересный термин «дети индиго». Много говорится о своеобразии их интеллекта, психики, о своеобразии поведенческих особенностей. Но вот с точки зрения моей, как педиатра, это просто вариант дисациированного развития, когда одни психические функции как-то немножечко акцентуируются, гиперболизируются, выходят на первые позиции и становятся очень яркими. А другие наоборот отходят в сторону. И вот эти тенденции сегодня находят яркое статистическое подтверждение. Но я бы сказал все-таки к сожалению. Мне мало импонируют такие вот сдвиги психологические, интеллектуальные, которые констатируют наши коллеги во всем мире. Это целый ряд таких вот по сути пограничных состояний психики, которые в педиатрии называются аутизмом и аутизмоподобными синдромами.

Сегодня весь мир захлестывает проблема синдрома дефицита внимания. Это дети, которые не могут сосредоточиться на чем-то. Дети, которые являются двигательно гиперактивными, иногда мало координированными в своих движениях. Для школы предлагается такой простой симптом этой патологии: «симптом беспокойных ног». Ребенок может сидеть на уроке, и как будто бы слушать учителя, а ноги у него под партой все равно куда-то бегут, двигаются. Вот это пример дисациированного состояния нервной системы, которое, безусловно, скажется как-то на всех особенностях не только поведения, но и жизни, и судьбы этих детей.

Есть, наверное, сегодня в этих вот изменениях сущности человека и какой-то позитивный момент. И я вижу, и мои коллеги отмечают, что появляется большее количество детей, студентов одаренных, с очень ярко выраженными какими-то способностями. Но параллельно есть и другие отклонения. То есть сегодня мы наблюдаем нарастание разнообразия свойств и признаков, в том числе поведенческих. И надо все-таки стараться отделить здесь позитивное от негативного. Потому что многие из этих сдвигов, безусловно, определяются некоторой все-таки нехорошей ситуацией в окружающей среде. Среда эта меняется с течением времени достаточно жестко, очень динамично. Мы только сейчас стали понимать, насколько это все не безразлично для человека.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.